Что значит «разница» по-молдавски: взгляд тех, кто не помнит 1992 год

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 87
06.05.16

С точки зрения мировой истории вооружённый конфликт на Днестре 1992 года произошел словно 15 минут назад, а с точки зрения человеческой жизни в Молдове и Приднестровье сегодня живет уже целое поколение молодых парней и девушек, которые родились и выросли в двух противоположно направленных государствах. Это люди, которые не воевали и не видели своими глазами, с чего всё началось. По факту мы живем в мире друг с другом, и, тем не менее, живя по обе стороны молдавско-приднестровской границы, друг друга не понимаем. Логично предположить, что для такого непонимания есть очень веские причины, в которых обязательно нужно разобраться.

О разнице взглядов между приднестровской и молдавской молодёжью с автором охотно согласились поговорить молодые поклонники европейской Молдовы, конечно, те из них, кто ещё помнит русский язык. Не вдаваясь в подробности общения, отметим: по мнению собеседников, одна из причин невозможности совместного «проживания» Приднестровья и Молдовы – различие культуры. На первый взгляд, звучит парадоксально. Конечно, она разная, никто не станет этого отрицать: одинаковых на 100 % культур в принципе не существует. Однако, исходя из законов логики, на несовместимость культур можно жаловаться, когда одна из них, например, угрожает жизни населения. Вот если бы отдельные жители Приднестровья принадлежали к племени караваев (каннибалов из Новой Гвинеи) и питались исключительно жителями Молдовы, аргументы наших собеседников были бы неоспоримы. Фактически же жителей ПМР всегда отличало не просто уважительное, а даже трепетное отношение к молдавской культуре и традициям: в стенах главного университета страны широко отмечают Мэрцишор (праздник весны в Молдове), и ни одна свадьба в стране не обходится без молдавской песни.

В чем же дело? Может, некоторые жители Молдовы то ли по наивности, а то ли «из вредности» считают близкой своей культуре всё, что не на русском – и наоборот, чем больше «русского», тем дальше от «молдавского»? Весьма вероятно, но все же – не принципиально. В чем заключаются истинные отличия культуры Приднестровья от молдавской, становится ясно в ходе дальнейшей беседы с представителями молодежи из Молдовы.

В разговоре нам была сказано – у Молдовы и Приднестровья разные политические взгляды, а все из-за «умения жить по правилам, законам»: старая Европа, дескать, так умеет и непременно научит самих молдаван, считают последние. Осталось только подписать несколько соглашений, и мусор с улиц исчезнет, в очередях перестанут хамить, а врачам будет хватать зарплаты. Хотелось бы напомнить, что Европа – это не страна Оз, где всем вновь прибывшим раздают сердце, мозги и смелость. На повестке вопрос ментальности, вопрос умения себя воспитать и подать этим пример. Как сказал Альфред Перле, «что толку ехать в Тибет, если он повсюду, если ты сам себе Тибет». Очевидно ведь, что ни одно соглашение не облагородит страну так, как люди, переставшие за 100 леев в день выкрикивать лозунги, непонятные им самим. Однако молдавское общество считает иначе, и потому видимо слепо верит в европейскую мечту. А еще в то, что однажды «научится жить по правилам и законам».

Идем дальше. Молодое поколение жителей Молдовы считает своим государством-патроном Румынию. Известна фраза: «любви все возрасты покорны», но негласно апеллировать ею на политической арене достаточно смешно. Как государство, которое по факту на 5 веков младше и притом не отличается особой доброжелательностью к молдавской земле может стать ориентиром и наставником?! Румынским властям ничто не помешало в 1918-1940 и 1941-1944 гг. терроризировать народ Бессарабии, как и нынешним правителям Молдовы никто не мешает романтизировать этот период на уроках истории. В продолжение темы скажем, что среди мыслей, высказанных нашими соседями о «присоединении  Молдовы к Румынии», было сказано также о беспрецедентности и уникальности такого исторического «шанса»: смело, по своему желанию влиться в состав другого государства. Значит, Крым не считается? А ведь именно он воспользовался такой возможностью, только с правовой основой всё в порядке. И нельзя забывать о том, что представители Молдовы в ООН на Генеральной Ассамблее ООН A/RES/68/262 о территориальной целостности Украины высказались «за», т.е. никакого объединения Крыма с Россией они не признают. Налицо политика двойных стандартов или это всё то же по наивности, «из вредности»? Кроме того, если уж по-честному, то Крым вошел в состав Российской Федерации на основании воли народа, выраженной на референдуме. А в Молдове, как известно, унионисты первыми выступают против проведения референдума об объединении с Румынией, так как его результаты вполне предсказуемы.

Не оставим мы без внимания и мнение проевропейски настроенного молдаванина о том, что его государство не может собой управлять, правительство не справляется и власть нужно пригласить извне, как это сделали славяне, пригласив Рюрика, Синеуса и Трувора. Идея может и хороша, но как раз во времена Рюрика, в XXI веке такой случай уже имеет шанс стать беспрецедентным. Хотелось бы напомнить, что эта легенда о Рюрике стоила России «норманнской теории», которая в крайнем своем выражении отрицала способность славян к государственному строительству. Потребовались усилия многих поколений учёных-историков для того, чтобы спустя столетия ее окончательно развенчать. Интересно, в случае Молдовы, найдутся ли у этой страны такие учёные или их тоже нужно будет приглашать?

Итак, какие уникальные черты молдавской культуры (по мнению собеседников, в лучшую сторону отличающейся от приднестровской) были названы? Желание жить по закону «как в Европе» (когда-нибудь, когда Европа научит), желание воспользоваться уникальным шансом и перейти под внешнее управление страны, неоднократно оккупировавшей молдавскую землю. Ну и, конечно, пригласить кого-нибудь респектабельного, чтобы мудро и эффективно правил.

Да, действительно, у приднестровского общества, самостоятельно построившего свое государство, исправно демократическим путем формирующего курс своего развития без оглядки на кого-либо, культура не такая. Нам действительно не по пути – и тот факт, что это понимают представители молодого поколения жителей Молдовы, не может не радовать. 

Комментарии

Аватар пользователя borisska1 .
borisska1 .

Замечания важное и непозволительное. Сама критикует извращение истории и тут же про "норманнскую теорию". Вляпалась!!!!!! Никто ее не развенчал, а даже наоборот еще и еще разными документами и источниками подтвердили. И русичи призывали из вне неоднократно варягов как минимум 3 которые точно доказаны. Это ранее средневековье и там это нормально звать вооружённых бойцов для захвата и поддержки своей власти. Поэтому удаляй этот абзац и не забывай давать умным людям читать свои статьи перед тем как публиковаться. (а всякие псевдо научные теории Задорнова и других псевдо историков вплетать нельзя, в политических статьях нужно быть безупречным). Про унионистов и предсказуемость результатов вы что Баба Ванга?? Где ссылка на статистику на опросы мнения Молдавского населения ??? от чьего имени вы говорите - подсовываете свое МНЕНИЕ под истину???? племя не кАрАваев а КОРОВАЕВ и доказательства их каннибализма отсутствуют - бездарное сравнение двух культур. Правильно было отметить многонациональный народ ПМР и более монокультурный молдавский народ. А направленность западную или восточную(про Российскую) направленность взглядов обуславливает в первую очередь язык,Паспорт, признанность образовательного документа!!!!
Далее по тексту вспоминаем про румынский захват бесарабии, а Великое Молдавское княжество!!!! там территория по более была в глубь румынии и правил ей Молдованин!!! Штефан. Все исторические ссылки - некоректны и неуместны. Акценты нужно ставить над тем что всего 15%-20% молдавских граждан стремяться в Румынию, и этого числа достаточно чтоб туда затягивать всех остальных. И на последок где приведено мнение "Европы" по поводу РМ??? БЕЗДАРНАЯ СТАТЬЯ!!! Жду ответа в коментах тут!!