ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛЫ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАЗВИТИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 240
17.05.13

Сегодня Россия, и другие постсоветские евразийские страны находятся перед своеобразной дилеммой: либо превратиться в дополнительный ресурс более развитых цивилизаций, например Евросоюза, либо реинтегрироваться в рамках евразийской интеграции, в Евразийский Союз, иначе говоря, вернуться на естественный путь социально-экономического развития, прерванный 20 лет назад.

Евразийский проект, несмотря на скепсис многих западных политиков и экспертов, оказался реализуемым и набирает обороты, принося конкретные результаты народам России, Белоруссии, Казахстана. Более того Евразийский Союз все больше и больше начинает осмысливаться как приоритетная задача внешней политики этих стран. Все большее число государств и политиков начинает понимать необходимость и целесообразность подключения к этому проекту. Сегодня мы об этом много говорим потому, что у нас евразийская интеграция получила закрепление в Концепции внешней политики в качестве национальной идеи в Приднестровье.

Нашим и российским сообществом проводится активная работа по развитию концепции Евразийского региона и ее всесторонней проработки.

Разумеется, главным сегодняшним направлением евразийской интеграции выступает экономика. Однако, экономика, лишь отдельный сегмент данной интеграции. Важнейшим, направлением евразийской интеграции обязательно должна быть гуманитарная составляющая, в которую следует включить науку, образование, историю, культуру. Ею нельзя пренебрегать ради неправильно истолкованной экономической эффективности. Другими словами, евразийская интеграция должна быть не только интеграцией правительств и управленческих систем, а на практике реальной интеграцией обществ, народов, исторических сущностей, которые смогут в своей совокупности создать цельную историческую модель.

Приходится признать, что, несмотря, на все сложности, наблюдаемые на постсоветском пространстве, активизировать интеграцию в сфере экономики оказалось существенно легче, чем в гуманитарной сфере. Реалии говорят о том, что остановить процесс культурно-исторического разделения государств и народов на постсоветском пространстве, которые они прошли в последние 22 года, оказалось значительно труднее. За эти годы жизни порознь, двигаясь с разными скоростями, страны, которые уже вошли в состав Таможенного Союза, оказались на разных ступенях развития, отличаясь друг от друга даже больше, чем, скажем, отличаются между собой старые и новые члены Евросоюза. И если будет реализовываться только экономическая интеграция, лишенная внутреннего духовного содержания, со временем обнаружится, что она нежизнеспособна, ибо окажется размытой национальными ценностными установками участвующих в ней сторон. Именно поэтому для полноценного взаимодействия будущим членам Евразийского Союза следует работать над гуманитарной интеграцией не меньше, чем над экономической. Поэтому целенаправленная деятельность и борьба за гуманитарное, историческое и культурное единство в рамках евразийской интеграции, за формирование единого цивилизационно-культурного исторического кода стран, участвующих в ней, становится составной частью Евразийского проекта, выходит на передний край.

В современных условиях значительно вырастает роль образования и науки, становится особенно важным сотрудничество и взаимодействие университетов в сферах образования и науки. Важнейшим направлением интеграционных процессов на постсоветском пространстве, предшествовавшим и во многом предопределившим процесс Евразийской интеграции, стало создание университетами  постсоветского пространства  более 20 лет назад Евразийской Ассоциации университетов, которая как ее бессменный президент, выдающийся государственный и общественный деятель современной России, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий: «на протяжении всего исключительно сложного для наших стран исторического периода служила и служит фактором объединения университетов для решения ключевых проблем развития науки и образования, выработке совместных решений по созданию общего научно-образовательного пространства». Университеты ЕАУ провели двенадцать съездов, на которых были обсуждены ключевые проблемы развития, а также масштабные конференции «Университеты и общество» (~1500-2000 участников, более 1000 университетов стран СНГ), успешное проведение которых показывает, что в условиях современного развития, когда усиливается значение фундаментального образования, единство образования и науки, ускоряются процессы глобализации, роль университетов в обществе возрастает. Идеи интеграции и сотрудничества становятся важнейшим фактором развития к самих университетов, так и общества.

Следует особо отметить роль исторических и культурных связей между народами формирующегося Евразийского Союза, которые на самом деле выше прагматичных экономических интересов и законно рынка. Именно эти связи, по сути, образуют и консолидирую евразийскую интеграцию, развивают соответствующие экономические модели и формы интеграции, выступают основанием различных форм политического сотрудничества. Наша общая история, прежняя интернациональная дружба между народами, объединявшая нас на протяжении десятилетий, демонстрирующая свою востребованность и жизнеспособность – это, по сути, тот капитал, та побудительная сила, которая может стать реальной практикой человеческих взаимоотношений, послужить основной набирающей обороты евразийской интеграции.

Важную роль в интеграционных  процессах на постсоветском пространстве  должна сыграть уникальная российская  культура, которая изначально складывалась как наднациональная или надэтническая. Как выразился в своем президентском послании российский президент Владимир Путин «Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые формируют не только свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировую цивилизацию». Российская культура – это та гигантская гуманитарная глыба, которая создавалась совместными усилиями многих евразийских народов и которая стала результатом многовековых духовных усилий огромного числа различных личностей – представителей разных народов, но прежде всего русского народа.

Сегодня российская культура – то ключевое звено, взявшись за которое, можно с успехом продвигать и развивать Евразийский проект, способствовать объединению всей образованной части народов постсоветского пространства. Безусловно, и то, что важнейшим духовным скрепом, интеграционным ядром будущего Евразийского Союза выступает Россия, как основа евразийской интеграции и русский язык, как язык интеграционного общения и объединения. Вместе с тем, совершенно очевидно, что значение других культур и языков народов Евразийского Союза ни в коей мере не должно принижаться. Как выразился один из евразийских экспертов: «Евразийский мир – это огромная семья народов, в которой не должно быть «чужих детей, так как чужих детей не бывает». Поэтому евразийская наднациональная и надгосударственная идентичность, конечно же, должна учитывать местные особенности, тем самым объединяя, а не разъединяя народы.

Наша общая история, история народов постсоветского пространства, история борьбы за высокое человеческое измерение и созидание, безусловно, выступает в качестве еще одной опоры становящегося на ноги Евразийского Союза. Именно поэтому следует повернуть вспять ту негативную гуманитарную тенденцию, которая заключается в поисках корней и основы собственной государственности, построенной на антироссийских трактовках собственной истории. Необходимо совместно работать над нашим общим историческим прошлым, возрождением братства и дружбы народов постсоветского пространства, в первую очередь народов стран, ориентирующихся на евразийскую интеграцию и придавать им мощную огласку и государственное внимание.

Наконец, в заключение следует сказать, что евразийская интеграция не должна быть делом только лидеров государств, участвующих в процессе. Необходимо  проводить активную разъяснительную работу народам стран будущего Евразийского Союза, что ЕАС – это наше общее политическое, экономическое и духовное спасение. ЕАС должен  стать проектом народов Евразийских стран.