Евразийская интеграция Приднестровья: от теории к практике

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 210
02.02.15

Анализ степени вовлечённости и дальнейших шагов по подключению Приднестровской Молдавской Республики к динамично развивающимся интеграционным процессам на евразийском пространстве представляет собой актуальное направление, как с научной, так и с практической точки зрения.

Особенно остро вопрос о внешней политике Приднестровья, имеющей ярко выраженный «проевразийский» характер, стоит сегодня – в период полноформатной дестабилизации Украины, временного политического паралича Молдовы, в год перемен, когда Приднестровье, оставаясь сейчас «анклавом» стабильности, открытости и предсказуемости, последовательным сторонником евразийского курса может оказать существенное влияние на складывание будущей геополитической композиции всего региона.

На сегодняшний момент евразийская интеграция как процесс находится в фазе интенсивного роста и экстенсивного расширения, что объективно ставит перед отечественными экспертами и исследователями вопрос о потенциальных государствах и территориях, которые могут стать частью данного амбициозного проекта, возглавляемого Российской Федерацией. Под интенсивным ростом в конкретном случае подразумеваются, прежде всего, предпринимаемые сегодня усилия по институционализации интеграции, созданию наднациональных органов управления, обеспечению свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы в рамках будущего Евразийского экономического союза. Под экстенсивным расширением евразийской интеграции, в свою очередь, мы пониманием не субстантивное наполнение проекта посредством продвижения от менее глубоких к более всесторонним формам интеграции, а собственно последовательное увеличение числа стран-участниц Евразийского экономического союза.

Таким образом, в научном плане перед исследователями возникают две взаимосвязанные и взаимодополняющие проблемы, а именно:

- как усилить интеграцию в рамках уже существующего объединения через переход на качественно новый уровень взаимоотношений между его участниками и

- как усилить само объединение посредством вовлечения в него новых заинтересованных сторон, что, как минимум, позволит достичь более адекватной степени специализации и разнообразия и усилить позиции блока в международном общении.

Во втором случае вопрос о перспективах участия в проекте Приднестровской Молдавской Республики приобретает научно обоснованный и предметный характер.

С другой стороны, в практическом плане в самом Приднестровье включение в процессы евразийской интеграции рассматривается в качестве стратегической сверхзадачи и одного из условий обеспечения экономического роста, стабильности и благосостояния населения республики.

О том, что евразийская интеграция это – вопрос выживания для Приднестровья говорили в ходе научно-практической конференции «Приднестровье на пути к евразийской интеграции: цели, задачи, направления сотрудничества», которая состоялась 26 апреля 2013 года в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко. В частности, ректор госуниверситета С.И. Берил выразил мнение о том, что «для всех жителей постсоветских государств, в том числе и для приднестровцев, создание Евразийского Союза – это уникальный шанс выйти на путь устойчивого экономического, социального и духовного развития».[1] В приветственном обращении Президента ПМР Е.В. Шевчука, зачитанном Руководителем Администрации Президента Н.И. Барановой, была выражена мысль о том, что «именно от успеха евразийской интеграции во многом зависит перспектива осуществления Приднестровьем своего стратегического выбора».[2] В свою очередь, Заместитель Председателя Правительства по вопросам международного сотрудничества, Министр иностранных дел ПМР                     Н.В. Штански выразила в ходе конференции убеждённость в том, что только в союзе с Россией и другими государствами евразийского пространства можно «сохранить и укрепить приднестровскую государственность, экономику, сберечь самобытность, отстоять права приднестровцев».[3]

Слова Главы внешнеполитического ведомства Приднестровья позволяют также диагностировать одну специфическую черту восприятия органами государственной власти ПМР и приднестровской общественностью и населением процессов евразийской интеграции как таковых. Для Приднестровья включение в евразийские инициативы это, прежде всего, дальнейшее утеснение и развитие отношений с Российской Федерацией, являющейся единственным стратегическим партнёром республики на современном этапе. В частности, многие заявления Н.В. Штански подтверждают справедливость такого нашего предположения. Презентуя Концепцию внешней политики ПМР, Министр констатирует, что «в этом документе зафиксировано, что сотрудничество с Российской Федерацией является основным направлением внешней политики республики, а евразийская интеграция, объявленная национальной идеей государства, – главный приоритет внешней политики Приднестровья. Институционализация механизмов сотрудничества России и Приднестровья… – это один из шагов на пути евразийской интеграции Приднестровья».[4]

По итогам упомянутой выше международной конференции 26 апреля 2013 года, в которой приняли участие не только представители органов власти и научных организаций Приднестровья, но и эксперты из России, Белоруссии, Украины, Республики Молдова и Республики Южная Осетия, была принята резолюция. Резолюция констатирует, что «евразийская интеграция обрела статус национальной идеи, базового приоритета внешней политики приднестровского государства». С точки зрения участников конференции, «данный стратегический вектор имеет все основания, чтобы стать практическим инструментом комплексного развития Приднестровской Молдавской Республики, залогом сохранения мира, безопасности и стабильности на берегах Днестра, гарантией обеспечения прав и свобод полумиллиона приднестровцев». Авторы резолюции выражают надежду, что «евразийское интеграционное сотрудничество, открывая перед Приднестровьем новые возможности для экономического развития, позволит приднестровским экономическим агентам стать органичной дееспособной частью евразийского экономического пространства».[5]

Коротко характеризуя евразийскую интеграцию как процесс и концепт, следует отметить, что она представляет собой закономерный, согласованный и совместно реализуемый курс ряда государств бывшего Союза ССР на расширение разноплановых, прежде всего, экономических связей в направлении снятия всех существующих барьеров для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Вместе с тем совершенно очевидно, что евразийская интеграция как концепт, логично выстраивающийся вокруг экономического базиса, имеет и целый ряд иных предпосылок и измерений, в том числе исторических, культурных, языковых и цивилизационных.

Анализируя этапы процесса евразийской интеграции на постсоветском пространстве, следует особо выделить представленный ещё в марте 1994 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым «Проект о формировании Евразийского Союза Государств», считающийся канонической точкой отсчёта евразийской интеграции на современном этапе.[6]

Тогда Глава Казахстана предложил следующее: «Учитывая различия между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, мы предлагаем формирование дополнительной интеграционной структуры – Евразийского Союза... При этом принимаются во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии государств СНГ...Цель – согласование экономической политики и принятие обязательных для исполнения государствами-участниками совместных программ проведения экономических реформ.[7]

26 февраля 1999 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.[8] Данный документ вне конкретных сроков реализации подразумевал отмену в будущем таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национальных законодательств, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

10 октября 2000 года было создано Евразийское экономическое сообщество.[9] В состав ЕврАзЭС вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Были организованы наднациональные органы управления интеграцией – Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.

В 2006 году были подписаны протоколы о присоединении к Договору Узбекистана, однако в 2008 году его членство в ЕврАзЭС было приостановлено.

В 2002 году статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина и Республика Молдова, в 2003 году – Республика Армения. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи на встрече глав стран-участниц ЕврАзЭС было принято решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС) трёх государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

27 ноября 2009 года Договор о Таможенном кодексе был подписан. Были утверждены Единый таможенный тариф ТС (введён в действие с 1 января 2010 года), Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и иные международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории Таможенного союза. 6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

С 1 июля 2011 года Таможенный союз начал функционировать полноценно: был снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном, все виды таможенного контроля и оформления были перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

19 декабря 2009 года в Алма-Ате на неформальной встрече глав государств-членов Таможенного союза было принято решение об утверждении Плана действий по формированию Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. С 1 января 2012 года в действие был введён пакет из 17-ти базовых соглашений, формирующих ЕЭП. 2 февраля 2012 года начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

18 ноября 2011 года в ходе встречи Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в Москве была подписана декларация о Евразийской экономической интеграции, в которой в качестве одной из основных перспективных целей евразийской экономической интеграции было провозглашено создание Евразийского экономического союза.[10] В декларации чётко и предметно обозначены основные направления реализации потенциала ТС и ЕЭП посредством совершенствования и развития договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия.

29 мая 2014 года в Астане Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 года.[11] 156-тистраничный документ с приложениями констатировал учреждение Евразийского экономического союза, подробно обрисовал принципы и цели его функционирования, структуру, бюджет и т.д.

26 сентября 2014 года договор ратифицировала Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 1 октября 2014 года Совет Федерации ратифицировал Договор о ЕАЭС.[12]

Ратификация Договора органами законодательной власти Республики Беларусь и Республики Казахстан также прошла в 2014 году. В этом же году своё намерение присоединиться к формируемому объединению выразили Республика Армения и Киргизская Республика.

Таким образом, на сегодняшний день динамика процессов евразийской интеграции позволяет говорить о высокой степени институционализации объединения, наличии чёткой структуры и бюджетных ассигнований, а также подробно прописанного порядка присоединения новых членов к Евразийскому экономическому союзу. Исходя из этого, рассуждения о перспективах присоединения Приднестровья к процессам евразийской интеграции на постсоветском пространстве обретают под собой конкретную институциональную основу, позволяющую осуществлять обоснованное выстраивание системы целей и постановку ясных задач.

Несмотря на тот факт, что идея евразийской интеграции в Приднестровье сегодня стала своего рода трендом и квинтэссенцией стремления органов власти и населения республики к воссоединению, прежде всего, с Российской Федерацией, следует подчеркнуть тот момент, что само такого рода намерение Приднестровья значительно более исторично. Ещё 12 июля 2001 года было принято Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об обращении к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко об обеспечении условий для продвижения в вопросе о присоединении общего молдавского государства к Союзному государству» № 1813-III ГД.[13] В пункте 1 Государственная Дума постановила: «обратиться к Президенту Российской Федерации  В.В. Путину  и Президенту   Республики   Беларусь   А.Г. Лукашенко  с  предложением организовать всесторонние консультации по вопросу  о  присоединении общего молдавского государства к Союзному государству».

Т.е. Приднестровье уже тогда, задолго до оформления инициативы о создании Евразийского экономического союза, было готово вновь стать частью Союзного государства. Однако сама идея была достаточно быстро дискредитирована, поскольку пришедшая в 2001 году к власти в Республике Молдова на лозунгах присоединения к Союзному государству, присвоения русскому языку статуса государственного и урегулирования конфликта с Приднестровьем путём федерализации Партия коммунистов не выполнила ни одного из своих предвыборных обещаний. В 2002 году русскому языку был присвоен статус всего-навсего языка межнационального общения, лидер ПКРМ и Президент Молдовы В.Н. Воронин в последнюю ночь отказался от подписания уже парафированного на каждой странице предложенного Российской Федерацией т.н. «Меморандума Козака» об объединении Приднестровья и Республики Молдова. А в 2005 году Партия коммунистов Республики Молдова, обладавшая в РМ эксклюзивными властными полномочиями вследствие уверенной победы на выборах в 2001 году, впервые заявила о том, что стратегическим выбором данного государства является стремление к интеграции в Европейский союз, и внесла это положение в свою официальную программу. В феврале 2005 года был подписан План действий «Молдова-ЕС». 

Приднестровье, в свою очередь, осталось верным идее Союзного государства с лидирующей ролью Российской Федерации, соответственно, интеграция двух республик на Днестре начала осуществляться на двух не пересекающихся разнонаправленных треках. Вопрос о том, как в современных обстоятельствах сосуществуют и выстраивают отношения два соседних государства, взявшие курс на два концептуально различных интеграционных центра, подробно проанализирован в статье «Конкуренция интеграций – кратчайший путь к оформлению экономического развода».[14]

В Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики в первой редакции, утверждённой Постановлением Верховного Совета ПМР № 2241 от 26 мая 2005 года, уже нашлось место стремлению республики вовлекаться в интеграционные процессы на пространстве Содружества Независимых Государств. В частности, в Концепции утверждалось, что «центральным направлением внешней политики Приднестровская Молдавская Республика определяет развитие партнёрских отношений со странами Содружества и рассматривает их как важный фактор включения республики в региональные политические и экономические интеграционные процессы».[15]

17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике был проведён всенародный референдум, в ходе которого избирателям республики было задано 2 вопроса:

1)    Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?

2)    Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?

При рекордно высокой явке, по данным ЦИК ПМР, составившей 78,6%, по первому вопросу «за» высказались 97,1% проголосовавших, «против» – 2,3%, по второму вопросу положительно ответили 3,4%, отрицательно – 94,6%.[16]

6 октября 2006 года Государственная Дума Российской Федерации единогласно приняла Постановление «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года». В заявлении констатировалось, что референдум прошёл в полном соответствии с международно-правовыми нормами и законодательством Приднестровья. Депутаты Госдумы в указанном заявлении выразили мнение о том, что «Российская Федерация должна выстраивать свою политику с учётом свободного волеизъявления народа Приднестровья», а «итоги референдума в Приднестровье должны быть в полной мере учтены международным сообществом ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе и справедливого разрешения приднестровского конфликта».[17]

Впоследствии руководство Приднестровья десятки раз официально обращалось к Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан с просьбой разрешить присоединение республики к Таможенному союзу, однако по ряду причин всякий раз следовал отказ.

Вместе с тем право, а равно и объективная необходимость для Приднестровья, пребывавшего в составе Союза ССР до момента официального прекращения существования последнего, вовлекаться в евразийские интеграционные процессы представляются сегодня вполне обоснованными.

В данном контексте категорически важен тезис, с которого советник Президента России С.Ю. Глазьев начинает свой доклад «Настоящее и будущее евразийской интеграции». Замечательный российский экономист и теоретик утверждает, что евразийская экономическая интеграция – это «не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, но и восстановление, восполнение единства – то есть это новая целостность».[18] Промышленно развитое Приднестровье, сохранившие некоторые производственно-кооперационные связи ещё со времён Советского Союза, таким образом, может и должно рассматриваться как органичная часть некогда единого целого.

Несмотря на существенное изменение географии торговых контактов Приднестровья, имеющее место в последние годы ввиду действия целого ряда искусственно навязанных субъективных факторов, экономический базис подключения Приднестровья к процессам евразийской интеграции продолжает оставаться вполне очевидным. В январе-ноябре 2014 года доля государств Евразийского экономического союза в общем торговом обороте Приднестровья, по данным Государственного таможенного комитета ПМР, составила около 43% или 925 миллионов долларов США в денежном эквиваленте. При этом на Российскую Федерацию приходится свыше 36% торгового оборота ПМР, на Республику Беларусь – 6%, на Республику Казахстан – значительно менее 1%.[19]

Перед органами государственной власти и бизнес ассоциациями Приднестровья Главой республики ещё в 2013 году поставлена амбициозная задача добиться максимальной переориентации приднестровского экспорта на рынки Российской Федерации и Таможенного союза – те самые, которые когда-то были для Приднестровья традиционными. В 2005, 2007, 2008 годах экспорт Приднестровья в Россию устойчиво составлял не менее 40% от общих зарубежных поставок республики. В 2006 году этот показатель даже достиг 50%. По состоянию на январь-декабрь 2014 года доля поставок в Российскую Федерацию в общем экспорте Приднестровья едва дотягивает до 14%.

Динамика приднестровского экспорта в Российскую Федерацию и иные государства весьма подробно проанализирована и обозначена на графиках в аналитической записке «Блокада Приднестровья: выживание вместо развития. Весь путь меж двух огней».[20]

С учётом объективного наличия исторических и экономических факторов для полноформатного вовлечения Приднестровья в евразийские интеграционные процессы, а также явно обозначенного, в том числе через демократическое народное волеизъявление, стремления республики к такому вовлечению возникает следующий резонный и одновременно научно значимый вопрос.  Почему же этого полноформатного (сиречь официального) включения до сих пор не произошло?

В данном контексте полагаем целесообразным привести цитаты из выступления советника Президента РФ С.Ю. Глазьева на заседании Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации РФ, который прошёл в Москве 30 июня 2014 года. В частности, видный российский экономист констатировал следующее: «РФ могла бы поставить под сомнение соглашение, подписанное Украиной и ЕС…

К тому же два крупнейших региона на востоке Украины, Луганская и Донецкая области, чётко заявили о своем нежелании жить в условиях соглашения. В сложившейся ситуации возникает вопрос, что же делать этим областям?

..В данный момент интересует вопрос, возможно ли договориться с Евросоюзом о том, чтобы часть украинской территории, то есть Донбасс, присоединилась к Таможенному союзу. В какой степени это законно с точки зрения юридического фактора?..

Если говорить о цивилизованном пути решения конфликта, то федеративный тип устройства, который поддерживает большинство населения Донбасса, как раз и предполагает право на самоопределение. В том числе это касается внешнеэкономических интеграционных моделей…

Стоит всё же дать возможность областям, которые не хотят сотрудничать с Брюсселем, самоопределиться. Они заинтересованы сотрудничать с ТС, и они должны быть вправе делать собственный выбор».[21]

В нашей статье «Международный опыт и прецеденты в контексте стратегического курса Приднестровья на евразийскую интеграцию» мы уже предприняли внимательный анализ двух традиционных проблемных аспектов, связанных с перспективами вовлечения Приднестровья в Евразийский экономический союз. Напомним о том, что, как правило, подчёркиваются следующие элементы:

- в Таможенном Союзе и в Евразийском экономическом союзе предусмотрено исключительно членство государств, являющихся признанными субъектами международного права;

- необходимость наличия границы с интеграционным объединением.

Подробно изучив кейсы Гренландии (не входящей в Европейский союз, но являющейся частью государства-члена ЕС – Дании), а также Турецкой Республики Северный Кипр (по результатам референдума не получившей возможности стать частью Евросоюза), мы пришли к выводу о том, что Европейский союз всегда находит инструменты и способы сегрегации тех или иных территорий в контексте установления отношений сотрудничества, если такой акт рассматривается как политически целесообразный. 

Т.е. мы констатировали, что интеграционные объединения могут сотрудничать с отдельными территориями, если для этого имеется политическая воля и политическая целесообразность, а также согласие всех государств-членов экономического союза.

О том, что Приднестровье сегодня является отдельной территорией, автономно и суверенно отправляющей целый ряд полномочий, едва ли кто-то возьмётся спорить. Разно трактуемый, но в любом случае «особый статус» Приднестровью считают справедливым предоставить абсолютно все международные участники переговорного процесса по нормализации отношений между Приднестровьем и Республикой Молдова. Исходя из этого, любой из участников «Постоянного совещания…» или иной международный актор может рассматривать Приднестровье как минимум в качестве территории, которая имеет право на экономическое самоопределение в рамках того интеграционного экономического проекта, который оно сочтёт для себя наиболее подходящим и потенциально успешным».[22]

Помимо констатации и аргументированного обоснования права Приднестровья на полноформатное участие в процессах евразийской интеграции представляется крайне важным определить, какие конкретно действия уже были предприняты на данном треке органами государственной власти и общественностью ПМР и какие успехи достигнуты.

6 июня 2012 года Президент Приднестровской Молдавской Республики Е.В. Шевчук объявил евразийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья. Тогда перед Министерством иностранных дел ПМР были поставлены конкретные практические задачи:

- инициировать последовательную работу по изучению возможностей экономической интеграции Приднестровья в структуры Евразийского экономического сообщества, Таможенного Союза и Единого экономического пространства с целью непосредственного участия Приднестровской Молдавской Республики в создании формирующегося Евразийского Союза;

- подготовить проект новой редакции Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики, в которой должен быть закреплён внешнеполитический курс государства, определённый народом.

Как отмечает в своей статье «1 год евразийского мейнстрима» заместитель министра иностранных дел ПМР И.П. Шорников, объявление евразийской интеграции национальной идеей Приднестровья «не стало сенсацией», а, напротив, было воспринято «как сигнал к началу длительной, трудоёмкой, но жизненно необходимой работы».[23]

Новая редакция Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики после широких общественных дебатов, длительного процесса аккумулирования и анализа предложений, поступивших по линии, прежде всего, созданного в 2012 году Общественно-экспертного совета при МИД ПМР, была, в итоге, утверждена Указом Президента ПМР № 766 от 20 ноября 2012 года.

Одной из целей внешней политики Приднестровья в соответствии с Концепцией является «реализация национальной идеи Приднестровской Молдавской Республики посредством обеспечения участия Приднестровья в динамичных интеграционных процессах на пространстве СНГ, включая вовлечение в Таможенный Союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также в Евразийский экономический союз, Евразийскую экономическую комиссию и иные объединения».[24]

В Концепции внешней политики ПМР евразийская интеграция рассматривается в качестве первого из двух основных приоритетов внешней политики Приднестровья. В документе подчёркивается стратегический и соответствующий воле народа, выраженной в ходе референдума 17 сентября 2006 года, характер курса Приднестровья на евразийскую интеграцию. Авторы концепции утверждают, что «активизация усилий в этом направлении позволяет укрепить суверенитет и независимость Республики, гарантирует сохранение приднестровской модели поликультурной и языковой идентичности, социально-экономическую безопасность, а также прочное и динамичное развитие экономики».[25]

Ещё в середине 2012 года параллельно с работой по написанию проекта новой редакции Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики специалистами внешнеполитического ведомства Приднестровья был создан проект «Евразийского региона «Приднестровье». Под «Евразийским регионом «Приднестровье» авторы концепта понимают «трансграничное образование, основанное на принципах культурно-языкового и исторического единства, а также производственной кооперации и технологической общности входящих в него субъектов».[26] Формулируя концепт, приднестровские дипломаты исходили из посыла о том, что в современном мире уровень развития транспортной и информационной инфраструктуры позволяет формировать устойчивые связи между любыми заинтересованными акторами, в связи с чем территориальная близость не является обязательным условием  интеграции. Следует оговориться о том, что на момент разработки проекта Республика Армения, как государство-участник программы Европейского союза «Восточное партнёрство», вела переговоры с Европейской комиссией о подписании Соглашения об Ассоциации, включая Главу о всеобъемлющей и углублённой зоне свободной торговли. Т.е. участие этой страны в будущем Евразийском экономическом союзе было, как минимум, не гарантировано, и по причине этого «Евразийский регион «Приднестровье» содержит достаточно положений, аргументирующих непринципиальный характер территориального соприкосновения как фактора интеграции.

Предполагалось, что участниками «Евразийского региона» помимо Приднестровья могли бы стать региональные субъекты Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, Республики Молдова.

С сущностной точки зрения, концепт подразумевал следующее:

1) в рамках Евразийского региона осуществляется беспошлинная торговля по примеру Таможенного союза (по большей части категорий товаров и услуг, кроме некоторых тарифов, предназначенных для защиты собственного рынка);

2) действует режим наибольшего благоприятствования продукции, произведённой в субъектах-партнёрах (при прочих равных предпочтение при экспорте-импорте отдаётся именно продукции, произведенной в рамках Евразийского региона);

3) создаются оптимальные условия для взаимного инвестирования, углубления производственной специализации, создания совместных предприятий, деления производства конечного продукта на производственные циклы;

4) происходит совместный поиск дополнительных рынков сбыта произведённой продукции, постоянный обмен информацией по вопросам снабжения, поставок и логистики;

5) упрощена процедура трудовой миграции, передвижение населения осуществляется по аналогии со схемами, действующими между приграничными областями;

6) организуются совместные инфраструктурные проекты, совместно проектируются и сооружаются новые объекты;

7) ведётся непрерывный обмен опытом и информацией по реализуемым Российской Федерацией национальным проектам и программам социально-гуманитарной направленности;

8) проводятся совместные спортивные, культурные, туристические, научно-образовательные мероприятия;

9) происходит интенсивный обмен передовыми технологиями, изобретениями, научными практиками, учебно-методической базой.[27]

Концепт «Евразийского региона «Приднестровье» получил высокую оценку в Российской Федерации. Так, поддержку проекту выразил Председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, координатор Межфракционной депутатской группы по взаимодействию с Верховным Советом Приднестровья С.А. Гаврилов. Он заявил, что «эта инициатива, подразумевающая интеграцию Приднестровья и сопредельных областей Украины и Молдовы на основе экономического, таможенного, социально-гуманитарного и культурного сотрудничества, – интереснейшая на постсоветском пространстве. Мы уходим от военно-политического и государственного измерения и вновь обращаемся к восстановлению традиционных для данного региона отношений, в центре которых – межрегиональное сотрудничество, основанное на добрососедстве». С.А. Гаврилов, пребывая в МИД ПМР в конце 2012 года, рассказал журналистам, что концепция евразийского региона с большим интересом была рассмотрена не только в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, но и в Российской Академии Наук. Он сообщил, что позиции его «коллег разных политических взглядов и ориентаций, таких как Сергей Глазьев и Владимир Мау, едины по этому вопросу».[28]

Концепт «Евразийского региона «Приднестровье» неоднократно обсуждался на площадке внешнеполитического ведомства Приднестровья с общественностью республики с акцентом на различные измерения самого концепта.[29] Несмотря на весьма серьёзные усилия приднестровской дипломатии по продвижению проекта, прежде всего, в Российской Федерации, он с учётом объективных геополитических и региональных обстоятельств до сих пор не реализован. Тем не менее, сам концепт исполнил важную научно-интеллектуальную, мировоззренческую и социологическую функции:

- сформулировав конкретный практический механизм евразийской интеграции Приднестровья, учитывающий объективные факторы и статусную специфику республики, и спровоцировав широкие общественные, в том числе международные, дискуссии по проблеме (первая функция);

- спроецировав евразийскую интеграцию Приднестровья не в качестве некой абстрактной идеи, а как «искусство возможного», требующего всего-навсего выработки адекватного инструментария и согласования интересов потенциальных партнёров для реализации проекта;

-  обеспечив весьма точный срез общественных настроений, как в Приднестровье, так и за его пределами по поводу евразийских интеграционных процессов в целом и возможного места и роли республики и иных государств региона в этих процессах.

Наряду с этим другой не менее амбициозный проект Министерства иностранных дел ПМР – медиацентр «Евразийское Приднестровье» – был запущен в 2013 году. Медиацентр или медиапортал представляет собой постоянно наполняемый актуальным контентом интернет-сайт, поддерживающий размещение аудио- и видеоматериалов, информация на котором посвящена в основном двум тематическим блокам: «Приднестровье» и «евразийская интеграция».

В рамках проекта были поставлены следующие задачи:

- аккумулировать на одном ресурсе всю полноту информации о процессах евразийской интеграции Приднестровья, в том числе в рамках пилотного проекта «Евразийский регион «Приднестровье»;

- стать поставщиком актуальной информации для региональных и центральных российских СМИ;

- консолидировать экспертное сообщество Приднестровья, Молдовы, Украины и России для решения задач евразийской интеграции на региональном и межрегиональном уровне;

- вести мониторинговую и исследовательскую работу по выявлению настроений в обществе и на медиапространстве в контексте евразийской интеграции;

- активизировать общественное обсуждение вопросов евразийской интеграции Приднестровья;

- создание Пресс-клуба приднестровских журналистов и российских корреспондентов, аккредитованных в Приднестровье, с привлечением гостей из России, Украины и Молдовы для выработки общих подходов в информационной политике;

- создание Интернет-телевидения евразийского пространства;

- способствовать выработке действенных механизмов интеграции Приднестровья и России в экономической и политической сферах.[30]

Как следует из отчёта МИД ПМР о проделанной работе за первое полугодие 2014 года, только в отчётный период на данном ресурсе было размещено 63 аналитические статьи, 204 новостных материалов и 89 видеорепортажей.[31] Число авторов, сотрудничающих с проектом, на сегодняшний день составляет 69 человек. Среди авторов, предоставляющих свои эксклюзивные материалы медиацентру, числятся депутаты Государственной Думы ФС РФ, директоры ряда институтов МГИМО (У) МИД России, директор Института стран СНГ, директор и сотрудники Российского института стратегических исследований, директор Института русского зарубежья, Главный редактор газеты «Завтра», шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» и другие.

Начиная с 2012 года, были значительно укреплены связи с научно-экспертными кругами Российской Федерации, представители которых продвигают идею евразийской интеграции. В частности, было положено начало плодотворному сотрудничеству с Российским институтом стратегических исследований, который в 2014 году даже открыл в столице Приднестровья городе Тирасполе свой филиал – «Днестровско-Прутский центр РИСИ». В 2013 году было подписано соглашение о сотрудничестве с АНО «Евразийский центр».[32] Были налажены эффективные контакты с Институтом динамического консерватизма и «Изборским клубом», сохранены и приумножены связи с Институтом стран СНГ. С 2012 года Министерство иностранных дел ПМР осуществляет разноплановое взаимовыгодное сотрудничество с фондом «Добрососедство» и Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.

Представители указанных выше структур на регулярной основе посещают Приднестровье, своим присутствием и заявлениями продуцируя новые смыслы и поддерживая евразийские устремления республики. Так, 25 января 2013 года в ходе встречи Заместителя Председателя Правительства по вопросам международного сотрудничества, Министра иностранных дел ПМР Н.В. Штански с советским и российским писателем и публицистом, главным редактором газеты «Завтра» А.А. Прохановым он отметился следующей цитатой: «Я убеждён, что Приднестровье теперь и завтра в Евразийском союзе будет абсолютно необходимо этим громадным пространствам, многие из которых по сей день ещё спят, находятся в состоянии печали, затуманенными представлениями о мире. А Приднестровье в своей чёткой, компактной, кристаллической форме, какую оно получило через 22 года после всех бед, является организующим моментом».[33]

29 октября 2014 года в Приднестровье впервые побывал другой представитель Изборского клуба – известный российский писатель и общественно-политический деятель Н.В. Стариков. Выступая с открытой лекцией во Дворце Республики, он заявил следующее: «Евразийский Союз является будущим названием Русского Мира. Он начнёт работать в январе 2015 года. Чтобы противостоять восстановлению Русского Мира, сегодня Запад предпринимает многочисленные санкции, в том числе это события, происходящие на Украине. Главная их цель – устранение от власти Президента Российской Федерации Владимира Путина. А заведомо невыполнимые санкции, которые выдвигаются Западом, как раз и являются поводом не снимать эти санкции. Евразийский союз – гарант мира не только в Европе, но и во всем мире. В этом смысле мы должны объединяться… Приднестровцы сделали свой выбор уже давно. Ваша страна прошла колоссальный путь развития. Это самое настоящее государство со всеми необходимыми атрибутами. Во многом ваша республика может служить образцом для других государств».[34]

На протяжении 2012-2014 годов представители Приднестровья приняли участие в десятках международных форумов (конференций и круглых столов), посвящённых процессам евразийской интеграции. Среди них – международная конференция «Роль СМИ в развитии интеграционных процессов на территории Евразийского союза», «Евразийские чтения», международная конференция «Республика Молдова и перспективы евразийской интеграции», международный круглый стол «Украинский агропромышленный комплекс и Таможенный союз: проблемы и перспективы» и т.д.

Вместе с тем наряду с информационно-коммуникационным, научным и дипломатическим направлением постепенного вовлечения Приднестровья в процессы евразийской интеграции развиваются и сугубо практические инструменты сотрудничества с Российской Федерацией.

2014 год ознаменовался настоящим прорывом в укреплении межведомственного сотрудничества между Приднестровьем и Российской Федерацией посредством подписания в развитие положений подготовленного внешнеполитическим ведомством ПМР Протокола по итогам рабочей встречи Д.О. Рогозина и Е.В. Шевчука[35] сразу 14-ти Меморандумов между исполнительными органами власти ПМР и федеральными ведомствами России. Меморандумы, разработанные в МИД ПМР и на протяжении всего года активно продвигавшиеся приднестровской дипломатией на уровне Правительства и МИД России, не только формулируют рамочные нормы и основные направления развития взаимодействия в ближайшей перспективе, но и задают тон всему дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству. Последовательная и полноформатная реализация положений Меморандумов позволит повысить кадровый потенциал приднестровских ведомств, создать условия для налаживания устойчивых и эффективных контактов в экономической, транспортной, научно-образовательной и культурной сфере.

За время с момента подписания Протокола по итогам рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства, специального представителя Президента Российской Федерации по Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента Приднестровья Е.В. Шевчука от 25 октября 2013 года при непосредственном организационном, техническом и редакционном содействии МИД ПМР между двумя странами подписано уже 15 соглашений.

В частности, 14 из них имеют межведомственный характер.

2 июля 2014 года были подписаны:

1. Меморандум о сотрудничестве в торгово-экономической сфере между Министерством экономического развития Приднестровья и Министерством экономического развития Российской Федерации;

2. Меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровья;

3. Меморандум о сотрудничестве в области антимонопольной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Комитетом цен и антимонопольной деятельности Приднестровья;

4. Меморандум о сотрудничестве между Государственной службой транспорта и дорожного хозяйства Приднестровья и Министерством транспорта Российской Федерации;

5. Меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения Приднестровья;

6. Меморандум о сотрудничестве между Государственной службой по культуре Приднестровья и Министерством культуры Российской Федерации.

7. Меморандум о сотрудничестве между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Приднестровья.

28 августа 2014 года были подписаны:

8. Меморандум о сотрудничестве между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации и Службой государственного надзора Приднестровской Молдавской Республики;

9. Меморандум о сотрудничестве между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики.

11 октября 2014 года в Москве было подписано ещё 5 Меморандумов:

10. Меморандум о сотрудничестве в области охраны здоровья между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Приднестровья;

11. Меморандум между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственной службой связи, информации и СМИ Приднестровья о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

12. Меморандум между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Приднестровья о сотрудничестве в области развития финансового сектора в Приднестровье;

13. Меморандум о сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации и Министерством здравоохранения Приднестровья;

14. Меморандум о сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации и Службой государственного надзора Приднестровья.

Также 16 сентября 2014 года был подписан Меморандум между Правительством Архангельской области (Российская Федерация) и Правительством Приднестровской Молдавской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве.[36]

Важно подчеркнуть, что ряд Меморандумов имеет не просто рамочную, абстрактную форму, задающую общее видение параметров сотрудничества, но ярко выраженную практическую направленность. Так, Меморандумы между Россельхознадзором и Службой государственного надзора и Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов подробно описывают технологию поставок приднестровской подкарантинной продукции в Российскую Федерацию. Более того, Российская Федерация в рамках Меморандумов впервые обязуется признавать выдаваемые в Приднестровье фитосанитарные и ветеринарные сертификаты, что является важнейшим элементом позиционирования Приднестровья в качестве экономически субъектной и отдельной от Молдовы территории.

В дополнение к этому следует рассказать о деятельности в Приднестровье автономной некоммерческой организации «Евразийская интеграция», учредителем которой является депутат Государственной Думы России, Председатель партии «Родина» А.А. Журавлёв. Как следует из информации, размещённой на официальном сайте АНО, организация создана в ноябре 2012 года «для разработки и реализации программы материальной помощи ПМР».[37] Финансирование реализации проектов началось в апреле 2013 года. В ходе первого этапа по согласованию с Правительством Приднестровской Молдавской Республики началось строительство 12-ти социально-инфраструктурных объектов. Работы по строительству объектов, среди которых новый корпус медицинского факультета госуниверситета, 2 школы, 5 детских садов, 4 объекта медицинского назначения, уже подходят к своему завершению. Общая стоимость только первого этапа работ по линии АНО «Евразийская интеграция» составляет 120 миллионов долларов США. С фотоотчётом о динамике строительства социально-инфраструктурных объектов в Приднестровье по состоянию на ноябрь 2014 года можно ознакомиться также на сайте АНО «Евразийская интеграция».[38]

В свою очередь, второй этап работ по линии АНО «Евразийская интеграция» уже практически завершён. Ещё летом в эксплуатацию сдан бетонный завод в городе Тирасполе, а также в республику прибыли в качестве гуманитарной помощи четыре троллейбуса прямо с завода «ТролЗа» (город Энгельс, Саратовская область). Завершается строительство здания перинатального центра ГУ «Республиканский центр матери и ребёнка» в городе Тирасполе.[39]

В декабре 2014 года начаты переговоры между Правительствами России и Приднестровья об очередном этапе реализации проектов по линии АНО «Евразийская интеграция».

Кратко суммируя соображения, изложенные в рамках настоящей статьи, представляется целесообразным подсветить следующие аспекты. Прежде всего, мы пришли к выводу о том, что основанное на воле народа Приднестровья и трансформировавшееся в конкретные поручения Президента ПМР, кодифицированные в ряде нормативных правовых документов, в частности в Концепции внешней политики ПМР, стремление Приднестровья включиться в процессы евразийской интеграции является закономерным, исторически обоснованным, экономически детерминированным. Данное стремление получает широкую поддержку в приднестровском обществе, а также активно стимулируется различными кругами в Российской Федерации.

Одновременно с этим мы внимательно проанализировали традиционно приводимые аргументы в пользу невозможности формального вовлечения Приднестровья в Евразийский экономический союз, представив с опорой на международные прецеденты развёрнутую аргументацию их гибкости (не догматичности) в случае возникновения политической воли и целесообразности. В данном контексте необходимо добавить, что в рамках нового Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве от 24 ноября 2014 года Россия берёт на себя обязательство привлекать Абхазию к членству в объединениях, созданных по инициативе РФ, а также оказывать содействие в гармонизации законодательства республики с правом Евразийского экономического союза.[40]

 

 




[1] Евразийская интеграция: вопрос выживания / интернет-сайт газеты «Приднестровье». 2013. 16 мая. URL: http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=28352

[2] Там же

[3] Евразийская интеграция: вопрос выживания / интернет-сайт газеты «Приднестровье». 2013. 16 мая. URL:  http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=28352

[4] Нина Штански: Институционализация механизмов российско-приднестровского сотрудничества – это один из шагов на пути евразийской интеграции Приднестровья / Информационно-аналитический журнал Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики «Дипломатический вестник Приднестровья», № 3 (9), июль, 2013. С. 129.

[5] Резолюция Международной научной конференции «Приднестровье на пути к евразийской интеграции: цели, задачи, направления сотрудничества» / Информационно-аналитический журнал Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики «Дипломатический вестник Приднестровья», № 3 (9), июль, 2013. С. 110-111.

[6] Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего  / Н.А. Назарбаев  / / официальный сайт газеты «Известия». 2011. 25 октября. URL: http://izvestia.ru/news/504908.

[7] Евразийская Организация Экономического Сотрудничества / статья на ВикипедииURL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Евразийская_Организация_Экономического_Сотрудничества

[8] Договор о Таможенном Союзе и Едином экономическом пространствеот 26.02.1999 / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».

[9] Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 / официальный сайт ЕврАзЭС. 2000. 10 октября. URL: http://www.evrazes.com/docs/view/3

[10] Декларация о евразийской экономической интеграции от 18.11.2011 / официальный сайт Президента Российской Федерации. 2011. 18 ноября. URL:http://www.kremlin.ru/ref_notes/1091

[11] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 / официальный сайт Министерства экономического развития. 2014. 29 мая. URL:  http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-ec...

[12] Евразийский экономический союз, справка РИА «Новости» / интернет-сайт РИА «Новости». 2014. 3 октября. URL:http://ria.ru/spravka/20141003/1026747415.html

[13]Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12.07.2001               № 1813-III ГД«Об обращении к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко об обеспечении условий для продвижения в вопросе о присоединении общего молдавского государства к Союзному государству» / интернет-сайт собрания законодательства Российской Федерации. 2001. 30 июля. URL:http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2001030000&docid=16

[14] Паламарчук Д.Н. Конкуренция интеграций – кратчайший путь к оформлению экономического развода  / Д.Н. Паламарчук  / / медиацентр «Евразийское Приднестровье. 2014. 1 сентября года. URL: /article/konkurenciya-integraciy-kratchayshiy-put-k. Дата обращения 9.12.2014. 16.29.

[15] Постановление от 26.05.2005 № 2241 «Об утверждении Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики» / старая версия официального сайта Министерства иностранных дел ПМР. 2005. 30 мая. URL: http://old.mfa-pmr.org/index.php?sub_category=5335&cat=clauses&p=

[16] Восемь лет назад в Приднестровье прошёл референдум о независимости / интернет-сайт Приднестровской коммунистической партии. 2014. 17 сентября. URL: http://www.kp-pmr.ru/news/2014-09-17-3387

[17] Депутаты Госдумы предлагают учесть итоги референдума в Приднестровье / интернет-сайт «Первый мультипорталkm.ru». 2006. 6 октября. URL: http://www.km.ru/glavnoe/2006/10/06/arkhiv/deputaty-gosdumy-predlagayut-uchest-itogi-referenduma-v-pridnestrove. Дата обращения 9.12.2014, 16.00.

[18] Глазьев С.Ю. Настоящее и будущее евразийской интеграции / С.Ю. Глазьев / /  официальный сайт Института динамического консерватизма. 2013. 14 марта. URL:  http://www.dynacon.ru/content/articles/1299/Дата обращения 9.12.2014, 16.22.

[19] Внешняя торговля ПМР по основным странам за январь-ноябрь 2014 года /официальный сайт Государственного таможенного комитета ПМР. 2014. 9 декабря. URL: http://customs.tiraspol.net/content/view/1196/148/. Дата обращения 9.12.2014, 16.55. 

[20]Штански Н.В. аналитическая записка «Блокада Приднестровья: выживание вместо развития. Весь путь меж двух огней…» / Н.В. Штански, Д.Н. Паламарчук, Д.Н. Камбур., Бендеры.:  ГУИПП «Бендерская типография «Полиграфист», 2014. С. 24-26.

[21]Глазьев С.Ю. Донбасс должен быть в Таможенном Союзе / С.Ю. Глазьев / / интернет-сайт информационного портала Join.ua. URL:  http://joinfo.ua/politic/952319_Sergey-Glazev-Donbass-dolzhen-Tamozhennom-Soyuze.html.  Дата обращения 9.12.2014. 15.00.

[22] Подробнее в Паламарчук Д.Н. Международный опыт и прецеденты в контексте стратегического курса Приднестровья на евразийскую интеграцию / Д.Н. Паламарчук  / /  медиацентр «Евразийское Приднестровье». 2014. 7 июля. URL:  /article/mezhdunarodnyy-opyt-i-precedenty-v. Дата обращения 9.12.2014, 17.38. 

[23] Шорников И.П. 1 год евразийского мейнстрима / Шорников И.П. / /  медиацентр «Евразийское Приднестровье».  2013. 6 июня. URL: /article/1-god-evraziyskogo-meynstrima. Дата обращения 9.12.2014, 22.46.

[24] Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики от 19.11.2012 / официальный сайт МИД ПМР. 2012. 19 ноября. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Qpj.

[25] Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики от 19.11.2012 / официальный сайт МИД ПМР. 2012. 19 ноября. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Qpj.

[26] Шорников И.П. Евразийский регион «Приднестровье» - новая парадигма сотрудничества в условиях непризнанности / И.П. Шорников / /  медиацентр «Евразийское Приднестровье».  2013. 3 июля. URL: /article/evraziyskiy-region-pridnestrove-novaya.  Дата обращения 9.12.2014, 23.41.

[27]Шорников И.П. Евразийский регион «Приднестровье» - новая парадигма сотрудничества в условиях непризнанности / И.П. Шорников / /  медиацентр «Евразийское Приднестровье».  2013. 3 июля. URL: /article/evraziyskiy-region-pridnestrove-novaya.  Дата обращения 9.12.2014, 23.55.

[28] Сергей Гаврилов: Проект «Евразийский регион Приднестровье» - интереснейшая на постсоветском пространстве инициатива /  официальный сайт МИД ПМР. 2012. 31 октября. URL: http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=2275.  Дата обращения 10.12.2014, 00.02.

[29] В МИД ПМР обсудили стратегию евразийской интеграции Приднестровья / официальный сайт МИД ПМР. 2013. 26 февраля. URL:  http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=2625 и Общественно-экспертный совет при МИД ПМР обсудил экономические аспекты проекта «Евразийский регион «Приднестровье» / официальный сайт МИД ПМР. 2013.26 марта. URL:  http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=2707. Дата обращения 10.12.2014, 00.14.

[30]Медиацентр «Евразийское Приднестровье», раздел «О проекте» // медиацентр «Евразийское Приднестровье». 2013. URL: /page/o-proekte. Дата обращения 10.12.2014, 00.49. 

[31] Отчёт Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики о проделанной работе за 1 полугодие 2014 года / официальный сайт МИД ПМР. 2014. 20 октября. URL: http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=4692. Дата обращения 10.12.2014, 00.59.

[32] Министерство иностранных дел ПМР подписало Соглашение о сотрудничестве с АНО «Евразийский центр» / Информационно-аналитический журнал Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики «Дипломатический вестник Приднестровья». № 3 (9), июль, 2013. С. 103

[33] Александр Проханов: Я убеждён, что Приднестровье теперь и завтра в Евразийском союзе будет абсолютно необходимо этим гигантским пространствам / Информационно-аналитический журнал Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики «Дипломатический вестник Приднестровья». № 3 (9), июль, 2013. С. 87.

[34] Николай Стариков: Евразийский союз – будущее название Русского Мира / интернет-сайт ИА «Новости Приднестровья».  2014. 29 октября. URL: http://novostipmr.com/ru/news/14-10-29/nikolay-starikov-evraziyskiy-soyuz-budushchee-nazvanie-russkogo. Дата обращения 10.12.2014, 9.00.

[35]Протокол по итогам рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента Приднестровья Е.В. Шевчука от 25.10.2013 / официальный сайт Президента ПМР. 2013. 25 октября URL: http://president.gospmr.ru/ru/news/protokol-po-itogam-rabochey-vstrechi-zamestitelya-predsedatelya-pravitelstva-rossiyskoy. Дата обращения 22.12.2014, 15.44.

[36]В Москве подписано пять Меморандумов о межведомственном сотрудничестве между федеральными органами власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Приднестровья / официальный сайт МИД ПМР. 2014. 11 ноября. URL: http://mfa-pmr.org/ru/TBy.  Дата обращения 22.12.2014, 15.53.

[37]Сайт АНО «Евразийская интеграция», раздел «О нас» / официальный сайт АНО «Евразийская интеграция». 2013. URL: http://www.eurasianintegration.ru/?q=node/71.

[38] Фотоотчёт о динамике строительства объектов АНО «Евразийская интеграция» в ноябре 2014 года / интернет-сайт АНО «Евразийская интеграция». 2014. 13 ноября. URL: http://www.eurasianintegration.ru/?q=node/473. Дата обращения 10.12.2014, 9.31.

[39] Сайт АНО «Евразийская интеграция», раздел «Проекты» /интернет-сайт АНО «Евразийская интеграция». 2013. URL: http://www.eurasianintegration.ru/node/349. Дата обращения 10.12.2014, 9.43.

[40]Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве от 24.11.2014 / официальный сайт Президента Российской Федерации. 2014. 24 ноября. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4783. Дата обращения 10.12.2014, 10.01.