Евразийский курс и телевидение на постсоветском пространстве: проблематика, приднестровский аспект

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 235

Медиа

15.11.13

В 2012 году в Приднестровье, в ходе широкого общественного обсуждения с привлечением представителей науки, общественных объединений и всех заинтересованных граждан республики, появилась новая Концепция внешней политики. В документе обозначен главный приоритет внешней политики приднестровского государства – «комплексная евразийская интеграция». При этом «участие Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в евразийских интеграционных проектах является одной из прочных основ современной национальной идеи Приднестровья» [1].

Отметим, что в нынешних реалиях развития евразийского курса в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) есть три «столпа» интеграции – Россия, Беларусь и Казахстан. При этом на медиа-пространстве СНГ отчетливо доминируют именно средства массовой информации России.

В свете предстоящего 28 – 29 ноября 2013 года саммита в Вильнюсе, на котором, по прогнозам экспертов, произойдет парафирование Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским союзом (ЕС), включающего положения о создании с ЕС зоны свободной торговли (ЗСТ), что полностью исключит вхождение Украины в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), российские СМИ значительно активизировали свое внимание на «ложности» так называемого «украинского выбора» – курса на ЕС.

Авторитетное украинское издание «Зеркало недели. Украина», анализируя создавшуюся ситуацию на медиа-пространстве Украины, предлагает «план действий по вовлечению Украины в ТС и ЕЭП» [2]. Особый акцент делается на украинском телевидении, на котором доминирует антироссийская риторика, а рычаги влияния на СМИ сосредоточены в руках олигархов-телемагнатов.

Одним из пунктов плана является разработка серии программ для телевидения на евразийскую тематику, а также проведение широкой общественной кампании в СМИ с целью разъяснения преимуществ участия Украины в ТС и устранения мифов, фобий, страхов и опасений (например, что Украина при вступлении в ТС перестанет быть независимой, лишится суверенитета, перспектив безвизового режима с ЕС, кредитной линии Международного валютного фонда (МВФ), нарушит отношения с партнерами из Всемирной торговой организации (ВТО), попадет в полную зависимость от России и проч.) общественного сознания в отношении евразийской интеграции и интеграции с Россией.

Однако если в отношении Украины необходимо предпринимать определенные «планы действий», то Россия, Беларусь и Казахстан – это уже состоявшиеся члены интеграции. Но и у них есть некоторые «пробелы» в телевизионном освещении интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Почему именно информационное отражение евразийской интеграции на телевидении так важно? Почему – не в газетах или на радио?

В современных условиях в сегменте СМИ именно телевидение играет ведущую роль. Главное отличие телевидения от других средств СМИ наличие «эффекта присутствия» [3], то есть телезритель становится не только очевидцем определенного события или явления, но и как бы его соучастником, а потому воспринимает информацию с большим доверием, нежели прочитав ее в газете или услышав по радио.

Именно поэтому результаты многочисленных опросов, проводимых в различных странах, одинаково свидетельствуют о том, что аудитория СМИ считает телевидение самым объективным и наиболее полно информирующим. Также одна из специфической особенность телевидения заключается в возможности непрерывной передачи аудиовизуальной информации.

Значение телевидения сегодня столь велико, что тот, кто им владеет, тот и будет господствовать в общественно-политической жизни в целом.

Однако в контексте евразийства «анализ показывает, что в СМИ интеграционные процессы освещаются не системно, носят ситуативный характер, ограничиваются комментариями экспертов по той или иной проблеме вне контекста ее  связи с общими  позитивными тенденциями» [4].

Анализируя телевизионный продукт государственных телекорпораций России, Беларуси и Казахстана можно прийти к выводу, что этим странам нужна единая информационная политика по вопросу евразийской интеграции на телевидении.

Так, новостные передачи с сюжетами по «евразийской тематике» представлены на телеканалах «Россия 1» и «Россия 24» Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компаниии ОАО «Первый канал», вещание которых распространяется на всю Россию, лишь в выпусках новостей. Предметной передачи о евразийской интеграции нет. Аналогичная ситуация в Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» на государственном телеканале «Қазақстан».

В некотором смысле по иному ситуация сложилась в Беларуси. В структуру Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь входит первый международный спутниковый белорусский телеканал «Беларусь 24». В сегменте вещания канала есть программа «Таможенный Союз», журналисты которой подробно освещают «участие Беларуси в ТС и ЕЭП, об особенностях валютного, таможенного, налогового регулирования на территории союза, о рынке труда Беларуси и о том, как защищены белорусы в России и Казахстане, привлечение инвестиций, транзит в новых условиях существования»[5].

На территории постсоветского пространства активно работает межгосударственная телерадиокомпания «МИР», вещающая на русском языке на территории 14 государств СНГ (за исключением Туркмении), а также Грузии и Балтии – с охватом аудитории свыше 60 млн. человек. На канале также отсутствует единая программа об интеграционных процессах в СНГ, однако в большинстве телепроектов, например, «Общий рынок», «Содружество – это мы»[6] и др. так или иначе, затрагивается «евразийская тематика».

* * *

Учитывая, что евразийская интеграция является приоритетом внешней политики Приднестровья, а также те обстоятельства, что в Протоколе «Рогозин – Шевчук», помимо прочего, предполагается «осуществление совместных информационных проектов, в том числе в контексте продвижения идеи евразийской интеграции» [7]. Достаточно интересно было бы запустить на приднестровском телевидении информационный проект – цикл еженедельных передач в новостном формате о процессах евразийской интеграции на постсоветском пространстве, евразийских планах и специфике внешнеполитического курса ПМР. Это послужит качественной информационной поддержкой евразийского курса Приднестровья.

ИСТОЧНИКИ:

[1] Указ Президента ПМР №766 «Об утверждении Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики». Режим доступа: http://president.gospmr.ru/ru/news/ukaz-prezidenta-pmr-no766-ob-utverzhdenii-koncepcii-vneshney-politiki-pridnestrovskoy

[2] Зеркало недели. Украина // О комплексе мер по вовлечению Украины в евразийский интеграционный процесс. Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/internal/o-komplekse-mer-po-vovlecheniyu-ukrainy-v-evraziyskiy-integracionnyy-process-_.html

[3] Политология. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

[4] Международная конференция «Роль СМИ в развитии интеграционных процессов на территории Евразийского Союза» прошла в Подмосковье // Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/mobile/newsandevents/newsagency/2012/12/item9.html

[5] Официальный сайт телеканала «Белорусь 24» // Передачи. Режим доступа: http://belarus24.by/tvshows

[6] Официальный сайт телеканала «МИР». Режим доступа: http://www.mirtv.ru/

[7] Протокол по итогам рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента Приднестровья Е.В. Шевчука. Режим доступа: http://president.gospmr.ru/ru/news/protokol-po-itogam-rabochey-vstrechi-...