Госкорпорация как организационная основа «Евразийского региона «Приднестровье»

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 255

Медиа

18.05.13

Евразийская интеграция, объявленная национальной идеей Президентом Приднестровской Молдавской Республики Е.В. Шевчуком, является основой внешнеполитического курса и механизмом активизации внешнеэкономической деятельности республики.

Экспертное сообщество Приднестровья активно включилось в обсуждение евразийской тематики, внося важный вклад в разработку проектов в социо-гуманитарной, экономической и информационной сферах. В современных условиях именно экономика является наиболее востребованным направлением для осуществления евразийской интеграции Приднестровской Молдавской Республики.

Оптимальной платформой для консолидации усилий научно-экспертного сообщества ПМР стал Общественно-экспертный совет при МИД ПМР, в рамках заседаний которого был озвучен ряд конструктивных предложений, в том числе касающихся экономической интеграции Приднестровья в формирующееся евразийское пространство.

Так, в ходе заседания экономической секции Общественно-экспертного совета 26 марта 2013 г. представители бизнес-сообщества ПМР обратили внимание на необходимость переориентации приднестровского экспорта на российский рынок, указывая на определенные угрозы, связанные с возможным подписанием Соглашения об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Молдовой и ЕС и отменой в связи с этим действующего режима автономных торговых преференций.

В качестве одного из практических путей реализации данной задачи было названо создание совместного государственного предприятия на территории Российской Федерации. По мнению участников, это могло бы решить ряд существующих проблем с выходом приднестровской продукции на российский рынок в связи с мерами экономического давления со стороны Молдовы. Кроме того, представители бизнес-сообщества Приднестровья сообщили о своем стремлении принять участие в российских программах государственных закупок, что в настоящее время затруднено действующей схемой проведения тендеров в Российской Федерации. Для приднестровских хозяйствующих субъектов постоянное и долгосрочное участие в государственных заказах, размещаемых министерствами и ведомствами Российской Федерации, стало бы шансом осуществить на практике переориентацию на российский рынок с минимальными потерями.

Реализация данного проекта могла бы быть осуществлена путем образования российской государственной корпорации, призванной продвигать идеи экономической интеграции на пространстве СНГ. При этом, в полном соответствии с  законодательством Российской Федерации, целью государственной корпорации становится не извлечение коммерческой прибыли, а содействие социо-гуманитарному развитию участников проекта.

Представляется, что государственная корпорация может стать гибким инструментом реализации программы поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровье. В долгосрочной перспективе это позволит решить стратегическую задачу социально-экономического развития ПМР. Более того, государственная корпорация может стать новым активным инструментом продвижения российской «мягкой силы» на пространстве СНГ экономическими средствами.

По мнению экспертов, создание государственной корпорации, имеющей право на проведение конкурсов и аукционов по закупке товаров в режиме наибольшего благоприятствования, стало бы для приднестровских предприятий своеобразным «спасательным кругом» в условиях продолжающейся экономической блокады.

Следует отметить, что идея государственных корпораций не нова и давно апробирована в России, несмотря на отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей принципы их создания и функционирования. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций.

Таким образом, данная организационно-правовая форма позволяет одновременно работать над широким кругом проблем различной направленности. Применительно к Приднестровью это означает возможность решения ряда острых социальных вопросов путем создания новых рабочих мест, снижения уровня эмиграции и привлечения в Приднестровье соотечественников из других стран СНГ.

Подобно другим формам некоммерческих организаций, государственные корпорации могут заниматься коммерческой деятельностью в той мере, в которой это соответствует достижению целей, ради которых они создаются. Каждая государственная корпорация создается на основе отдельного федерального закона. Это означает, что сотрудничество между Россией и ПМР при создании новой структуры не столкнется с затруднениями, связанными с соблюдением российского законодательства и выполнением международных обязательств Российской Федерацией.

В законах, предусматривающих создание государственных корпораций, определяются наименование государственной корпорации, цель её деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Считается, что преимущества государственных корпораций перед другими организационно-правовыми формами заключаются в том, что государственные корпорации позволяют реализовывать важные и затратные проекты с максимальным учетом при этом интересов как государства, так и общества. Применительно к нашей ситуации, государственная корпорация позволила бы реализовать программу ревитализации экономики и социальной сферы ПМР с учетом международно-правового положения Приднестровья и связанных с ним затруднений в осуществлении российско-приднестровских связей.

Несмотря на существующую критику деятельности государственных корпораций, связанную с недостаточной определенностью их статуса и порядка предоставления отчетности, следует отметить, что их создание было удачным шагом в концентрации усилий государства на определенных стратегических направлениях с целью создания условий для устойчивого развития, в том числе инновационного.

Для Приднестровья создание новых отраслей производства, диверсификация экспорта, налаживание выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции являются необходимыми для долгосрочного развития экономики, обеспечения условий её постоянного роста и повышения конкурентоспособности на мировых рынках. Это потребует подготовки квалифицированных кадров с одновременным развитием научной и производственной базы, укрепления связей академических кругов с реальным сектором экономики.

Вместе с тем, отсутствие внутренних резервов для инвестирования и развития не позволяет приднестровскому государству в полной мере реализовать эти задачи. Создание государственной корпорации позволит связать Приднестровье с ведущими российскими центрами инновационного развития, превратить Приднестровье в площадку для апробации и внедрения передовых российских технологий.

Непосредственное подключение приднестровских хозяйствующих субъектов к выполнению работ в рамках государственного заказа Российской Федерации могло бы осуществляться государственной корпорацией через торговый дом «Приднестровье». Капитал торгового дома, являющегося по своей сути акционерным обществом, мог бы быть разделен между российской государственной корпорацией и Правительством ПМР, выступающими в качестве учредителей. В то же время не исключается и возможность участия в уставном капитале и отдельных приднестровских компаний, ориентированных преимущественно на экспорт.

Торговый дом «Приднестровье» мог бы осуществлять также рекламу продукции приднестровских производителей на территории Российской Федерации, представлять интересы приднестровских компаний, оказывать содействие в поиске новых бизнес-партнеров, заниматься привлечением российских инвестиций. Для малых предприятий (в том числе в аграрном секторе), не имеющих собственных каналов внешней торговли, торговый дом мог бы стать эффективным инструментом продвижения их продукции на российский рынок, осуществляя торгово-посредническую деятельность по перепродаже готовых товаров и сырья.

Следует отметить, что подобные структуры, оказывающие посреднические услуги, не являются чем-то уникальным, существуя во многих государствах мира и являющихся эффективным инструментом продвижения отечественных товаров на внешних рынках. Характерным примером могут служить японские торговые дома, т.н. «всеобъемлющие торговые фирмы», основой деятельности которых является оптовая торговля. Такие торговые дома как осуществляют поставки сырья частным фирмам и отдельным предприятиям, так и занимаются продвижением готовой продукции на внешних рынках. Последней услугой активно пользуются малые и средние компании, не имеющие собственных возможностей для выхода на международный рынок.

Таким образом, создание государственной корпорации и входящего в её состав торгового дома, позволило бы не только загрузить мощности предприятий республики, создать новые рабочие места и переориентировать приднестровский экспорт на российский рынок, но и дало бы мощный импульс развитию малого и среднего предпринимательства, выходу на внешний рынок новых фирм. В настоящее время малые и средние предприятия зачастую лишены такой возможности как в силу экономического давления со стороны Молдовы, так и в силу объективного отсутствия возможностей для рекламы своей продукции и её продвижения на российском рынке.

Государственная корпорация, осуществляющая поддержку социально-экономического развития ПМР, может стать основой «Евразийского региона «Приднестровье», призванного стать ключевым механизмом в реализации устремлений приднестровского народа на полномасштабное интегрирование в евразийское пространство.