История одной миссии

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 269
15.10.13

Приближение саммита ЕС-Восточное партнерство, на котором планируется подписание Договора об ассоциации между ЕС и Украиной и парафирование аналогичного договора между ЕС и Молдовой накаляет обстановку в этих двух государствах. И это  немудрено – ведь достаточно много людей с нетерпением ждут этих событий,   и, пожалуй, еще больше людей ждут срыва этих договоренностей, поскольку связывают свое личное будущее, будущее своей страны и своих детей с совсем другим межгосударственным образованием, формирующимся, сейчас, восточнее Украины и Молдовы – с Таможенным союзом.

История «Восточного партнерства», стартовавшая с середины 2009 года уже отмечена рядом неудач. Наиболее явной из них стало вхождение Беларуси в Таможенный союз совместно с Россией и Казахстаном. Кроме того, совсем недавно, о своем намерении присоединиться к ТС заявила Армения. Все это резонно поставило под сомнение как  смысл самого «Восточного партнерства», так и компетентность еврочиновников, руководящих этим проектом. Таким образом, грядущий саммит в Вильнюсе может стать как ярким примером полного краха многолетних усилий ЕС в странах СНГ, так и относительным успехом, который сгладит недавние неудачи и позволит оправдать многочисленные программы, осуществляемые Евросоюзом в странах Восточного партнерства и выделяемые на них огромные финансовые средства.

Одной из таких программ, которая носит название Миссия Европейского союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) хочется уделить отдельное внимание. Эта миссия стартовала в 2005 году, декларируя задачи совершенствования работы таможенных служб Украины и Молдовы как в плане материальной базы так и в приведении  стандартов и процедур управления границами в соответствие с теми, которые преобладают в странах ЕС. Надо признать, что в этом направлении было сделано действительно немало. КПП Молдовы и Украины были оснащены новым оборудованием, позволяющим повысить не только уровень таможенного контроля, но и скорость его прохождения. Европейская миссия наладила тесные контакты с антикоррупционными службами Украины и Молдовы для совместного успешного взаимодействия. Однако, как ни парадоксально, это никак не сказалось на общей ситуации на границе. Казалось бы, проведение такого солидного комплекса мероприятий должно было поставить непреодолимый заслон на пути незаконного трафика грузов.  Но, тем не менее, уровень контрабанды не снизился, а, наоборот, возрос. Это приводит к выводу, что все принятые в рамках программы EUBAM меры, не носят системный характер и несмотря на то, что материально-техническая база таможенной службы претерпела значительные качественные сдвиги в лучшую сторону, основные принципы функционирования и уровень коррупции в данной сфере остались прежними.

Комментарий одного из ведущих экономистов Молдовы, Михаила Пойсика:

У нас можно критиковать прежнюю власть, коммунистов, за многое, но они навели относительный порядок в стране. Если возьмете, например, поступление бензина в нашу страну, то оно идет с подъемом в гору. Из года в год росли поставки бензина в страну. Начиная с 2009 года (Примечание: год прихода к власти нынешней прозападной коалиции), несмотря на то, что ежегодно значительно увеличивался парк техники на бензине, потребление бензина, то есть его официальный импорт, сокращается. И сокращается очень сильно. Сокращение процентов на 20 получается, если взять 2012 год по сравнению с 2008-м. Почему это происходит??? Это называется официальная контрабанда!

Дальше…вот смотрите, на Украине появился сахар по 8 леев за килограмм на наши деньги (это 5 гривен). Вот представьте себе, если у нас он стоит 13 лей за килограмм. Выгодно сюда тащить его контрабандой? К чему это привело? Как только появился сахар в конце прошлого года по этой цене, сразу у нас официальные продажи сахара сократились вдвое. Почему это произошло? Я лично публиковал статью об этой ситуации. У нас все мешки с сахаром имеют маркировку с указанием производителя, даты производства и так далее. В статье были приведены фотографии, сделанные в Резине, Атаках, Бельцах, Флорештах и в других городах. Официально магазин торгует сахаром без всякой маркировки. Более того, на некоторых мешках написано «цукор». И  при этом мы официально, ни одного килограмма украинского сахара не завезли!!!

И вот, таким образом, получается интереснейшая и парадоксальная ситуация – с одной стороны у нас имеется грандиозная многолетняя программа, обеспеченная солиднейшим спонсором в лице Евросоюза и  мощной финансовой подпиткой, целая гора отчетов, бодро рапортующих о невиданных успехах и прорывах в деле обеспечения контроля  и порядка  на границе между Молдовой и Украиной. По крайней мере, такие победные реляции вывешены на официальном сайте EUBAM (eubam.org).  А с другой стороны очевидные факты и данные статистики (причем статистики официальной) говорят нам о том, что на границе продолжают происходить  процессы, в просторечье именуемые контрабандой, которые ставят под сомнение не только деятельность и результаты, но и основные цели этой столь распиаренной программы.

Сомнения эти подкрепляются еще и тем фактом, что сама структура EUBAM предполагает не только обеспечение таможенных служб Молдовы и Украины необходимой техникой, технологиями таможенного досмотра и управления границей и методическими материалами. Сотрудники этой программы также осуществляют контроль  (называемый для приличия мониторингом) за таможенными службами Молдовы и Украины, взаимодействуют с правоохранительными и силовыми структурами этих стран и, фактически, в определенной мере берут на себя выполнение функций этих структур. При этом, однако, руководство миссией, осуществляющей данную программу, остается в руках  назначаемых Евросоюзом чиновников, не являющихся гражданами  Молдовы и Украины.

Фактически, происходит процесс передачи функций государственных органов, крайне важных как с точки зрения экономической, так и общей безопасности государства, абсолютно посторонней структуре, финансируемой и, следовательно, подчиняющейся внешним силам. Этот процесс можно вполне определенно назвать отказом Украины и Молдовы от определенной и очень важной части суверенитета.

Однако, нельзя не учитывать наличие в рассматриваемом регионе такого геополитического субъекта как Приднестровье. На сегодняшний день, при явном и открытом курсе правящих кругов Молдовы на евроинтеграцию и выжидательном, лавирующем курсе Украины, которая по некоторым признакам все же склоняется к подписанию с ЕС Договора об ассоциации, вектор развития Приднестровья однозначно направлен в сторону Евразийского союза. При этом, возникает ситуация, при которой  определенные функции контроля границ Приднестровья осуществляют не государственные органы Украины и Молдовы, а миссия Евросоюза.

Очевидно, что данная ситуация никак не может устраивать Приднестровскую сторону и, потенциально, служит не меньшим источником нарастания напряженности между Тирасполем и Кишиневом, чем установка Молдовой миграционных постов на границе с Приднестровьем. Но при этом, если установка миграционных постов является широким комплексом мероприятий, которые проводятся в открытую, то деятельность EUBAM широко не анонсируется и носит характер ползучей экспансии Евросоюза под прикрытием оказания материально-технической и методической помощи.

Логично было бы также предположить, что программа EUBAM не является в этом отношении уникальной, и другие программы, осуществляемые Евросоюзом на территории стран так называемого Восточного партнерства, носят аналогичный характер. В связи с этим, необходим очень взвешенный и осторожный подход к подобным миссиям и программам не только на территории Молдовы и Украины, но и других стран.