Конституция как отражение процесса становления Приднестровской Молдавской Республики

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 44

Медиа

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить правовые акты в виде взаимосвязанного механизма, то Конституция – это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе Конституции в государстве происходит становление всех отраслей права, как существовавших ранее, так и новых, создаваемых с учётом изменений в политике, экономике, социальной сфере жизни общества.

Рассматривая Конституцию как «закон законов», следует подчеркнуть, что она действует прямо и непосредственно. Непосредственное действие Конституции – это, несомненно, её положительная и прогрессивная характеристика. Основной Закон определяет смысл, содержание и применение законов, функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления.

Первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики была утверждена на IV съезде Советов депутатов всех уровней 2 сентября 1991 года, в первую годовщину Республики, тогда еще Приднестровской МССР. Советский Союз еще не распался, в Приднестровье сохранялась надежда на то, что политический кризис не приведёт к распаду государства. Авторы Конституции 1991 года ориентировались на существование в рамках единого государства – СССР. В связи с этим Основной Закон был во многом связан с правовой базой Советского Союза.

Конституция 1991 года была разработана на основе пяти важнейших правовых актов республики: Декларации об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) и Декрете о государственной власти ПМССР, утвержденных II съездом народных депутатов всех уровней 2 сентября 1990 года, Декларации о суверенитете ПМССР и Декрете о государственной власти ПМССР, принятых на первой сессии первого созыва Верховного Совета ПМССР 29 ноября 1990 года, и Декларации о независимости Приднестровской Молдавской Республики от 25 августа 1991 года.

На её основе в 1991 году были проведены первые всенародные выборы Президента на альтернативной основе. Также был образован Верховный Совет, сформированы высшие органы судебной власти и правоохранительная система. Но главное значение первой Конституции Приднестровья заключается в том, что она заложила основу конституционного статуса республики, сыграв ключевую историческую роль в формировании приднестровской государственности.

После распада СССР возникла необходимость в принятии новой Конституции Приднестровского государства, которая не только отражала бы произошедшие трансформации, но и стала бы правовой основой для выдвижения Приднестровья на международную политическую арену в качестве самостоятельного субъекта международного права. Перед авторами нового Основного Закона стояла задача закрепить в конституционном поле нормы основных международных документов и связать национальное законодательство с международным правом.

Принятие ныне действующей Конституции Приднестровья стало результатом кропотливой и серьёзной работы конституционной комиссии, в состав которой вошли Президент, представители Правительства и Верховного Совета ПМР, специалисты-правоведы. Работа над новым Основным Законом велась с опорой на зарубежный опыт при том, что иностранные специалисты не привлекались. Деятельность конституционной комиссии осуществлялась непосредственно приднестровскими правоведами и политическими деятелями. Готовый проект Конституции был представлен на экспертизу в Конституционный суд Российской Федерации, от которого поступили лишь правки и замечания технического характера [1].

28 октября 1995 года прошёл съезд депутатов всех уровней, в ходе которого было принято постановление о проведении всенародного референдума по вопросу принятия нового Основного Закона страны. 12 ноября 1995 года проект Конституции был опубликован в газете «Приднестровье», каждый мог с ним ознакомиться и направить свои замечания и предложения в Верховный Совет ПМР. 14 декабря того же года сессия парламента утвердила текст новой Конституции, после чего он был опубликован в средствах массовой информации.

Референдум 24 декабря 1995 года прошёл при высокой явке населения. В тот период времени данный показатель был одним из самых высоких на постсоветском пространстве. В голосовании приняли участие 256 тысяч избирателей или 58,2% населения. По вопросу принятия новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики «за» проголосовали почти 210 тысяч человек или 82% избирателей.

Принятие Конституции на референдуме обеспечило её неоспоримую легитимность. Несомненно, вовлечение жителей Приднестровья в процесс подготовки текста Основного Закона Приднестровья и принятие Конституции на референдуме свидетельствуют о реализации непосредственного правотворчества приднестровского народа, что в свою очередь является одной из характеристик прямой демократии.

Принятие на референдуме Конституции, включающей в себя положения основополагающих документов международного права, было чётким сигналом для мирового сообщества. Это свидетельствовало о том, что Приднестровская Молдавская Республика – суверенное демократическое государство, обеспечивающее соблюдение прав человека, в котором народ является носителем суверенитета и единственным источником власти.

Принятие новой Конституции ПМР в 1995 году, безусловно, сыграло важнейшую роль в обеспечении функционирования государства. Вооружённая агрессия Республики Молдова в 1992 году отчётливо показала, что Приднестровью нужна сильная исполнительная власть, способная оперативно реагировать на возникающие проблемные ситуации.

Следует отметить, что все конституции в правовой науке можно условно разделить по критерию процедуры принятия поправок на два типа: мягкие и жесткие. К мягким относятся те конституции, изменения и дополнения в которые вносятся на основе упрощенной и ускоренной процедуры. Конституция ПМР, принятая в 1991 году, относилась именно к такому типу, однако это не придавало ей, как главному нормативному правовому акту государства, соответствующего авторитета.

В отличие от неё Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1995 года чётко определяет круг субъектов, имеющих право вносить предложения о пересмотре положений Основного Закона. Такое право предоставляется группе депутатов численностью не менее одной трети депутатов Верховного Совета, Президенту и избирателями в количестве не менее 15 тысяч человек. При этом некоторые разделы Конституции ПМР могут быть изменены только по результатам референдума. Усложнённый порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию ПМР отнюдь не исключает их, а лишь предъявляет повышенные требования к обоснованности таких предложений. В первую очередь они должны опираться на широкую поддержку приднестровского народа.

В течение всего периода развития Приднестровского государства текст Конституции обновился более чем на половину. На смену парламентско-президентской форме правления пришла президентская; была упразднена должность Вице-президента; Верховный Совет стал однопалатным, число депутатов сократилось до 43; были учреждены Конституционный суд, институт Уполномоченного по правам человека; изменились финансовая и бюджетная системы; была введена новая глава, посвященная обороне, безопасности и правоохранительной деятельности государства. Вместе с тем юридической гарантией стабильности Конституции ПМР является особый порядок её пересмотра, призванный обеспечить как устойчивость, так и динамизм Основного Закона. Так, разделы Конституции «Основы конституционного строя», «Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина», «Изменение Конституции» могут быть изменены только путём проведения референдума.

В заключение следует отметить, что процесс развития конституционного законодательства в ПМР был непрост и противоречив. Вместе с тем можно сказать, что Конституция Приднестровской Молдавской Республики достойно позиционирует Приднестровье среди государств постсоветского пространства. Даёт возможность для дальнейшего развития демократии, а также системы гарантирования прав и свобод человека и гражданина. Она способствует консолидации общества, укреплению межнационального мира и согласия, развитию исторических, культурных традиций.

Основной Закон гарантирует статус официального языка на равных началах молдавскому, русскому и украинскому языкам, что обеспечивает соблюдение права каждого приднестровца получать образование на одном из указанных языков по своему выбору.

Конституция Приднестровской Молдавской Республики является основным законом нашего государства и лишь неуклонное соблюдение её норм, как и иных, принятых на её основе нормативных правовых актов, является залогом процветания и международного признания государства как суверенного, независимого, демократического и правового государства.

 

____________

 

[1] Илья Мильман: «Первая Конституция Приднестровья задала стратегический вектор развития нашего общества» //«Дипломатический вестник Приднестровья», № 3 (5), сентябрь 2011 г.: http://vestnik.mfa-pmr.org/index.php?newsid=107