Мастер-класс от Вильнюса для «Вильнюса»

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 300
04.10.13

3 октября в СМИ распространилось заявление министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичуса о том, что Литва может заблокировать автомобильное и железнодорожное сообщение с Калининградской областью в случае, если Россия «не прекратит давление» на своих соседей. Возможная логика такого по меньшей мере смелого заявления представляется следующим образом.

Вопросы логистики, свободы передвижения граждан и товаров уже традиционно являются неотъемлемой частью дискурса о саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Инфраструктурные вопросы оказываются в центре внимания экспертов, журналистов и политиков не случайно: результаты грядущего саммита, даже по предварительным расчетам, инициируют переформатирование политико-экономической ситуации в Юго-Восточной Европе. Многочисленные заявления руководства Российской Федерации о том, что Таможенный Союз и Зона свободной торговли являются взаимоисключающими в плане членства в них Украины и Молдовы, свидетельствуют, что торговые, энергетические и финансовые потоки после «Вильнюса» претерпят значительные изменения. С другой стороны, постсоветские страны в рамках двустороннего сотрудничества продолжают активно использовать выработанную при СССР систему географического распределения производства (несмотря на то, что распад Союза и последующая смута 90-х уничтожили большинство хозяйственных связей).

В этой связи логистика после ноября 2013 года будет переформатирована по многим аспектам, и здесь особую интригу представляет будущее экономических связей Приднестровской Молдавской Республики, «зажатой» между украинским и молдавским сегментами Зоны свободной торговли.

Эксперты уже называют последствия Вильнюса очередной экономической блокадой Приднестровья, поскольку экономика страны почти полностью зависит от экспорта. Предприятия легкой промышленности, в основной массе работающие на Евросоюз, в 2015 году лишатся такой возможности. Экспортные коридоры в Россию, обеспечивающие ряд стратегических пунктов товарооборота Приднестровья, проходят через Украину, также стремящуюся в ЗСТ. Более того, переориентация 30% приднестровского экспорта с Европы на Таможенный Союз также напрямую связана с Украиной. Учитывая возможное осложнение отношений Украины и России в связи с желанием ЕС и украинской элиты политизировать экономические вопросы, Приднестровье, скорее всего, столкнется с новыми проблемами, среди которых наиболее значительны транспортные.

Можно утверждать, что правящий класс Украины в определенной мере осознает опасность новой блокады Приднестровья. Опыт 2006 года показал, что Россия с пристальным вниманием следит за условиями жизни 180 тысяч своих граждан, проживающих в ПМР. И более семи лет назад, вслед за введением Украиной и Молдовой новых таможенных правил в отношении республики, последовала крайне негативная реакция российского МИДа и политической элиты в целом. В 2006 г. с целью непосредственно выживания ряд предприятий Приднестровья переключились на Евросоюз, и сегодня именно они находятся под угрозой остановки в случае вступления Молдовы в ЗСТ.  В ближайший период - на фоне «охлаждения» отношений России и Украины - реакция Кремля, вероятно, будет на порядок жестче, так как последствия саммита «Восточного партнерства», с учетом всех перечисленных факторов, грозят ПМР реальной гуманитарной катастрофой.

В этом смысле можно утверждать, что решительности в действиях относительно Приднестровья Украине будет очень и очень недоставать. Понимают это и в Евросоюзе, но не могут допустить срыва своей политики в отношении Молдовы и Украины. Таким образом, Украине был необходим сигнал извне, подтверждающий, что блокадную политику в отношении зон российского влияния вести можно и нужно.

Вероятно, этим объясняется заявление главы внешнеполитического ведомства Литвы Линаса Линкявичюса о том, что Литва может заблокировать сухопутное сообщение Калининградской области с центральной территорией России. По словам главы литовского МИДа, такие действия официальный Вильнюс может предпринять в том случае, если Россия «не прекратит давление на своих соседей».

Конечно, глава литовской дипломатии сознательно политизирует вопросы экономических отношений. В частности, сегодня актуальным трендом европейской политики является обвинение Российской Федерации в давлении на страны, избравшие своей стратегией евроинтеграцию. В список мер давления уже внесены запрет на поставки молдавского вина в Россию, и, вероятно, возникшие у молдавских гастарбайтеров сложности с нелегальной работой в России. Тем не менее Линкявичюсу работу в угоду конъюнктуре можно простить: Литва является активным сторонником евроинтеграции Молдовы и Украины, собственно, и пресловутый ноябрьский саммит пройдет в Вильнюсе.

Однако тот факт, что официальные власти Литвы грозят блокадой ни много ни мало российского субъекта, населенного почти миллионом российских граждан, говорит о явном посыле Украине. Мол, раз мы можем угрожать блокадой целому субъекту, то и с Приднестровьем Украина способна справиться! Так сказать, своего рода мастер-класс для украинской элиты.

Изюминка заключается в том, что в случае реальной блокады Калининградской области пример Литвы в конечном итоге может оказаться из разряда «как не надо делать» и «что за это бывает». Поэтому Линкявичус оговорился, что такие методы не свойственны Литве, и конечно, это – крайняя мера. Перестраховался от греха подальше, как говорится. Ведь если ситуация обострится сверх меры, за оставшийся месяц с лишним Украина может передумать, учитывая традиционное для нее непостоянство.

В конечном итоге последнее слово остается за национальными правительствами конкретных государств. Поэтому в оставшийся отрезок времени до саммита «Восточного партнерства» будут предприняты новые шаги, будут высказаны новые тезисы и заявления. Как уже говорилось, Евросоюз не может допустить срыва своей политики и в частности – «Вильнюса».

 

P.S. Заявление Линкявичуса прозвучало накануне очередного раунда переговоров Молдовы и Приднестровья в формате «5+2». Одним из актуальных вопросов молдо-приднестровских отношений является свобода передвижения, в частности, открытие моста через Днестр в районе сел Бычок и Гурэ-Быкулуй. Данный мост является частью IX Панъевропейского транспортного коридора, и очень символично, что этот же коридор отчасти связывает «большую Россию» и Калининградскую область, естественно, проходя через Литву.