Молдова готовит «европейские» инструменты для давления на Приднестровье

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 242
20.10.13 |

В преддверии саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе Заместитель Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики по вопросам международного сотрудничества — Министр иностранных дел ПМР Нина Штански в интервью для Евразийского новостного портала рассказала о европейском курсе Молдовы и евразийских устремлениях народа Приднестровья.

 

Как Вы оцениваете готовность руководства Молдовы подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом?

 

На наш взгляд, очевидно, что все приготовления к подписанию этого соглашения, а также дополнительных соглашений, касающихся либерализации визового режима и созданию Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) между Молдовой и Европейским Союзом, возможно и других дополнительных протоколов, заканчиваются. У нас уже есть официально полученная от молдавского руководства информация о том, что Молдова крепка в намерении подписать указанные документы, и, более того, видит в них определенный потенциал.

В Приднестровье, к таким процессам относятся весьма настороженно как эксперты, так и официальные лица. Оценку происходящему совсем недавно дал Президент Приднестровья, находившийся с официальным рабочим визитом в Российской Федерации. В условиях неурегулированности приднестровско-молдавских отношений, в то время, когда мы пытаемся выстраивать атмосферу доверия и определять параметры нашего взаимодействия, которые, нужно признать, являются недостаточно внятными на данном этапе, такого рода ориентация Молдовы и практическая плоскость вовлечения Молдовы в евроинтеграционные процессы делает параметры нашего взаимодействия еще менее понятными.

Приднестровье видит серьезные угрозы в тех евроинтеграционных процессах, которые сегодня осуществляет Молдова, и угрозы эти связаны с практическими вопросами. Это, прежде всего, свобода передвижения граждан, товаров и услуг, это вопросы осуществления Приднестровьем внешнеэкономической деятельности. На данном этапе создается впечатление, что молдавская сторона готовится к использованию новых евроинтеграционных инструментов для усиления своего давления на Приднестровье. Такая тактика была апробирована молдавской стороной не раз и в различных формах, однако, для всех должно быть очевидным, что такой подход является неверным в отношении Приднестровья и вряд ли может быть эффективным в современных реалиях.

 

Учитывает ли руководство Молдовы мнение руководства ПМР относительно соглашений в Вильнюсе?

 

Говорить об учете мнения приднестровской стороны пока не приходится, поскольку даже текста соглашения DCFTA у приднестровской стороны нет. Как Вы, вероятно, знаете, на определенном этапе Приднестровье подключилось к переговорам по Зоне свободной торговли в качестве независимого наблюдателя. Наш наблюдатель участвовал на тех или иных стадиях переговоров с тем, чтобы владеть необходимой информацией, чтобы наши эксперты, прежде всего экономического блока, могли определить параметры нашего взаимодействия с европейскими рынками.

Поясню: с блокадой, которая была организована в результате совместного соглашения Молдовы и Украины, Приднестровье оказалось в ситуации, когда для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия республики вынуждены были регистрироваться в Молдове. То есть, фактически они находятся и осуществляют хозяйственную деятельность в Приднестровье, продукция производится здесь, но для того, чтобы попасть на европейский рынок, она должна стать «молдавской», т.е. получить соответствующее сертификационное и таможенное обеспечение. Таким образом, это предприятие, зарегистрированное в Республике Молдова, является там своего рода «фантомным» предприятием.

Так вот эти приднестровские и «молдавские» предприятия были лишены возможности сохранить для себя традиционные рынки, прежде всего, рынки России и других стран СНГ. Им были предложены преференционные сертификаты Европейского Союза, и, таким образом, до тридцати процентов наших предприятий были переориентированы не европейский рынок. Нужно отметить, что правила игры для этих предприятий периодически менялись, но, так или иначе, за более чем шесть лет они в существенной степени стали зависимы от того, что происходит сегодня между Молдовой и ЕС в части осуществления экономической деятельности. Выходит, что вовлечение Республики Молдова в новые торгово-экономические режимы с Европейским Союзом неизменно затронет и интересы приднестровской экономики.

Именно по этой причине более полутора лет назад приднестровский наблюдатель стал выезжать поочередно в Кишинев и Брюссель для того, чтобы обладать необходимой информацией, чтобы специалисты в области экономики, руководство республики могли вырабатывать адекватные решения для защиты наших производителей, для которых европейский рынок стал единственной площадкой сбыта товаров. Однако, та информация, которую мы получали, являлась неполной. Отдельные раунды переговоров проходили в секретном режиме. Парадокс заключается и в том, что по окончании переговоров Приднестровье не получило текст соглашения. Фактически, мы оказались в ситуации, когда нам предлагают автоматически стать участником соглашения, которого мы не видели.

Руководство Приднестровья официально обратилось к молдавской стороне с запросом предоставить текст этого документа, но, к сожалению, по состоянию на данный момент мы таким документом не обладаем.

О чем говорит сложившаяся ситуация и таинственность вокруг всего этого процесса? Эксперты считают, что все это сигнализирует о намерении Республики Молдова использовать этот процесс в очередной раз как инструмент давления на Приднестровье. Очевидно, что вовлечение Молдовы в DCFTA при любых сценариях принесет негативные последствия для приднестровской экономики. Разумеется, и Приднестровье ищет необходимые модели для защиты собственных интересов, и мы рассчитываем на то, что наши партнеры также осознают свою ответственность за возможное ухудшение условий жизни людей, живущих здесь.

 

Какие шаги руководство ПМР намерено предпринять в случае подписания Молдовой соглашения об ассоциации с Европейским союзом?

 

Приднестровье определило свой внешнеполитический курс еще в 2012 году. Основой для него является воля, выраженная народом республики на референдуме в 2006 году. Это – стремление к независимости Приднестровья, признание этой независимости с последующим присоединением к Российской Федерации.

Сегодня в России и под эгидой России набирают обороты процессы евразийской интеграции. Приднестровье видит себя неотъемлемой частью евразийских пространств, это касается и социально-экономических, и социокультурных, и гуманитарных аспектов. Приднестровье ориентировано на еще большее сближение с Россией, следовательно, с Евразийским Союзом, и мы видим возможность для нашего развития в рамках экономических отношений, развивающихся именно в этом направлении. Приднестровье выступило с инициативой о создании «Евразийского региона „Приднестровье“, который, на наш взгляд, может дать нам дополнительные возможности, в том числе в торгово-экономическом плане. Сейчас мы активно обсуждаем эту инициативу с нашими российскими партнерами. Одновременно с этим необходимо понимать, что проблема вовлечения Приднестровья в экономические процессы на евразийском пространстве во многом увязана с неразрешенностью отдельных аспектов молдавско-приднестровских отношений, а также отношений Приднестровья и Украины, которая на сегодняшний день введенным ею таможенным режимом на приднестровской границе, фактически, блокирует наши возможности для вовлечения в торгово-экономические режимы, развивающиеся на территории СНГ. Тем не менее, Приднестровье видит себя и свое будущее в рамках Таможенного и формирующегося Евразийского Экономического Союза.

В таких условиях, которые сейчас складываются, разумеется, Приднестровье оставляет за собой право принятия адекватных мер реагирования.

Примечание: На возможность применения ответных мер со стороны Приднестровья ранее указывал Президент ПМР Евгений Шевчук в интервью телеканалу «Россия 24», а также в ходе встречи с премьер-министром РМ Юрием Лянкэ. http://president.gospmr.ru/ru/.

Источник материала: http://eurasec.com/analitika/3806/