Нужен ли Приднестровью «новый» рубль?

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 222
05.02.13

В последние годы Приднестровье живет в условиях экономических санкций. Таможенный режим, установленный Молдовой и Украиной по отношению к приднестровским предприятиям, сдерживает социально-экономическое развитие государства. Молдавской стороной предпринимаются меры и по ограничению работы банковской системы Приднестровья. Голословные заявления заместителя директора Службы информации и безопасности РМ В. Врабие о «нечистоплотности» приднестровской банковской системы дали повод некоторым банкам Европы и США ограничить внешние операции приднестровских банков в евро и долларах.

В этой связи, принимая во внимание внешнеполитический курс Приднестровья на евразийскую интеграцию, весьма перспективным видится переход к российскому рублю как единому расчетному средству.

С такой инициативой еще в феврале 2012 года выступил Президент ПМР Евгений Шевчук. «Планируется рассмотреть возможность свободного хождения на территории республики российского рубля в качестве твердой валюты для упрощения ведения расчетов с экономическими агентами Таможенного союза», - заявил он.

Реализация этой инициативы укрепит евразийские перспективы Приднестровья. На протяжении всего периода интеграции – в  первую очередь между Россией, Беларусью и Казахстаном в рамках Таможенного Союза, - существовало несколько вариантов подхода к созданию единой валюты. С одной стороны, говорить о единой валюте на фоне финансово-экономического кризиса  в Европейском Союзе достаточно сложно и, кажется, бесперспективно, но данный экономический механизм имеет также много неоспоримых плюсов. Так, одним из наиболее важных достоинств единой валюты в экономической зоне является снижение рисков, связанных с конвертированием валют. Риск изменения курса валют всегда делал инвестиции за пределами своей валютной зоны весьма рискованными как для компаний, так и для частных лиц. Другое заметное достоинство перехода к единой валюте заключается в создании более устойчивых финансовых рынков и повышении их ликвидности. Также немаловажным является тот факт, что внедрение такого механизма на едином экономическом пространстве приводит к уменьшению разницы в уровне цен, что исключает возможность спекуляции в торговле.

Учитывая предполагаемые положительные последствия от введения единой валюты в Таможенном Союзе, а затем, возможно, и в будущем Евразийском Союзе, целесообразно рассмотреть варианты реализации данного проекта.

Изначально Россия предложила Беларуси и Казахстану вступить в рублевую зону. Это предположение осталось невостребованным. Свое нежелание переходить на российский рубль белорусское и казахстанское руководство объяснило существенными различиями в денежно-кредитной и бюджетной системах, а также между основными экономическими показателями. Так, по итогам 2012 года уровень инфляции в России составил 6,6%, в Казахстане – 6%, в Беларуси – 22%, ставка рефинансирования в России составляет 8,25% годовых, в Казахстане – 5,5%, а в Беларуси – 30%.

В противовес этой идее Нурсултан Назарбаев предложил ввести в обращение на территории Таможенного Союза валюту, не привязанную к определенному государству, как это было сделано в Европейском Союзе, им даже предлагались такие названия, как «алтын» и «евраз». Свое предложение казахстанское руководство подкрепило тем, что при создании Евросоюза немецкая марка была одной из трех мировых валют. Даже валютные системы таких развитых государств, как Франция, Нидерланды и Австрия, были привязаны к немецкой марке. Но именно для того, чтобы реализовать идею единой Европы, было решено использовать принципиально новые денежные знаки.

Дискуссия о введении единой валюты для стран Таможенного Союза ведется еще с 2004 года, но тем не менее по политическим причинам претворить эту идею в жизнь до сих пор не удалось. Вся проблема заключается в страхе потерять контроль над национальной денежно-кредитной системой. С другой стороны, важным вопросом остается определение местонахождения центрального банка, а также управляющего единой валютой, и состава управленцев. Что касается последнего, то логично, что преимуществом при распределении полномочий и голосов при принятии решения должно обладать то государство, которое вкладывает большую часть капитала в общий котел. Невооруженным взглядом видно, что совместный ВВП Беларуси и Казахстана составляет лишь 14% от ВВП России. Очевидно, что Российская Федерация не согласится с управлением на паритетной основе.

Наиболее вероятным сценарием введения единой валюты в зоне Таможенного Союза является вариант, предложенный Российской Федерацией. Это объясняется тем, что Россия обладает одной из крупнейших экономик мира, ее валюта – российский рубль – подкреплена значительным золотовалютным резервом, нельзя также забывать об огромной сырьевой базе крупнейшей страны в мире. Эти обстоятельства и авторитет России на мировой политической арене подкрепляют прогнозы экономистов относительно введения российского рубля в качестве единого расчетного средства на территории Таможенного Союза. Не обязательно, что российский рубль заменит национальные валюты государств-партнеров, но и это не исключено. Важно понимать, что переход на единую валюту является долговременным процессом, например, в Евросоюзе он протекал целых 50 лет. Тем не менее  начинать преобразования в этом направлении следует уже сейчас.

Представляется, что Приднестровью, которое не имеет общих границ с Россией, будет гораздо проще сохранить свой экономический суверенитет, став частью такого мощного экономического объединения, как формирующийся Евразийский Союз.

В подобной ситуации сейчас находится Армения: с одной стороны ее внешнеэкономической деятельности препятствует Азербайджан, с другой – введенные против Ирана санкции затрудняют выход на азиатский рынок. Для  Армении остается только один выход – через «окно» в Грузии. Понимание всей сложности ситуации подвело и армянское руководство к заявлениям на самом высоком уровне о планах вхождения в будущий Евразийский Союз, несмотря на то, что Армения, как и Приднестровье, не имеет общих границ с государствами Таможенного Союза. По словам премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна, активная работа над выработкой стратегии и путей вовлечения государства в Таможенный Союз ведется уже сейчас. «Нам нужно разработать механизмы сотрудничества. Мы сформировали рабочую группу, которая поможет нам разобраться в этом», - подчеркнул политик.

В целях поэтапного вовлечения Приднестровья в евразийское пространство сначала необходимо включиться в зону единого регионального экономического пространства. Важно заметить, что в рамках Таможенного Союза наметилось три направления к выработке решения относительно введения единой валюты:

- введение российского рубля в качестве таковой без сохранения национальных валют других партнеров;

- введение «алтына», «евраза» или единой валюты под другим названием также без сохранения национальных валют государств-членов Таможенного Союза;

- введение единой валюты (российского рубля или, например, «евраза») с сохранением национальных валют государств.

В данной связи Приднестровью целесообразно на первом этапе включиться в российскую рублевую зону с сохранением своей государственной валюты, а затем присоединиться к валюте, которую выберут члены Таможенного Союза в качестве единой в зоне свободной торговли.

Источник материала: http://smdip.mfa-pmr.org/index.php?newsid=75