Об особенностях приднестровского менталитета

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 283

Медиа

25.06.14
    Нередко в обыденной речи мы слышим пресловутое «менталитет», «менталитет такой», однако зачастую люди, произносящие эту фразу, до конца не осознают ее многоаспектное, в том числе и политическое значение.
В современных политологических словарях часто можно встретить следующее определение этого термина: «менталитет (от англ. mentality- мысленный) – устойчивый мыслительный образ, обобщенное и распространенное представление о том или ином лице, социально-политическом институте, группе, организации и других элементах социально-политической реальности. Являясь формой выражения группового сознания, менталитет позволяет понять своеобразие восприятия и оценки различными социальными и политическими группами того или иного общественного явления или процесса. В то же время он играет важную роль в обеспечении единства и целостности соответствующей группы в связи с утвердившимися в ней общими подходами, ценностями, нормами и образцами поведения[1]». Но несколько абстрагируемся от политтеории, перейдем в исторический разрез. 
 
    В своих нынешних очертаниях Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) была провозглашена (сформирована) 2 сентября 1990 г. на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья. Однако история этого края уходит в глубину веков.
 
    Исторически территория Приднестровья никогда легитимно не входила в состав молдавского государства, зато всегда была составной частью геополитического пространства, русско-православной цивилизации, располагалась на границе двух культурно-политических миров: латино-романского и славянского. Причем граница этих двух цивилизационных миров проходила примерно по реке Днестр. С тех пор  как в 1792 г. приднестровские земли были освобождены Россией в ходе блистательных побед русского оружия над Османской Портой, а великим русским полководцем Александром Суворовым на Днестре был основан город Тирасполь (ныне столица ПМР) и была оформлена целостность цивилизационного пространства восточных славян в рамках единого российского государства,  территория Приднестровья постоянно находилась в поле политического притяжения России – Советского Союза – Российской Федерации [2].
 
    Польское владение северными территориями нынешнего Приднестровья также повлияло на уклад жизни региона. Например, в с. Рашков до сих пор функционирует католический костел и приход. Переселенческая политика Екатерины II привлекла на эти земли немцев и болгар; крестьян из Великой и Малой России; молдаван. То есть нынешняя структура населения Приднестровья (полиэтничность) сложилась в главных чертах в конце XVIII – начале XIX вв.
 
    Лихолетье XX в. и воля коммунистических вождей СССР объединили территорию Приднестровья с Бессарабией в Молдавскую ССР (МССР). Объединение это проходило искусственно и без соблюдения соответствующих законов: вольно трактовались итоги переписи населения Молдавской Автономной ССР (МАССР), не учитывалось согласие ни органов власти Украинской ССР (УССР), ни соответственно МАССР, также не был проведен опрос населения МАССР о желании вхождении в МССР (то есть были нарушены нормы Конституции СССР, УССР, МАССР). А что в итоге? Территориальные границы рассекли этнические территории молдавского, болгарского и гагаузского народов. Насильственная многолетняя румынизация (с 1918 г. по 1940 г.) бессарабских молдаван не могла не привести к определенным последствиям в их национальном самосознании и менталитете, к усугублению их отличий от приднестровских молдаван, не принимающих ни в какой форме румынскую этнокультурную ориентацию. Кроме того, включение в состав МССР заселенного преимущественно славянами Приднестровья создавало предпосылки для этнических проблем в будущем [3].
 
    Все это вылилось в события конца 1980-х – начала 1990-х гг., когда в Молдавии зазвучали лозунги «Русских за Днестр, евреев в Днестр!», «Чемодан – вокзал – Россия!», «Умоем русской кровью улицы Кишинева!» и др., а в Приднестровье взволнованные граждане выходили на политическую забастовку против национализма и произвола властей СССР-МССР.
 
    Таким образом, анализируя важнейшие вехи истории Приднестровья, мы отчетливо видим три этапа формирования приднестровского менталитета, приднестровской идентичности:
 
1. XVIII–XIX вв. – заселение территорий Приднестровья (Российская империя). 
2. XX в. – «конец империи» и формирование «советской идентичности» (СССР).
3. Конец 80-х гг. XX в. – начало XXI в. – борьба с национализмом, провозглашение независимости, «Мы – приднестровцы!», «Вместе с Россией!» (ПМР).
 
    Итак, многонациональный народ Приднестровья дал отпор национализму, провозгласил свою государственность, отстоял независимое государство в войне 1992 г., создал все институты, обеспечивающие жизнедеятельность граждан.
 
    Собственная государственность воспринимается народом Приднестровья как гарантия безопасности, обеспечения прав и свобод всех жителей независимо от национальности – от попыток разделить проживающий в ПМР народ по сортам: «коренные хозяева», «колонисты», «оккупанты», «пришельцы», «манкурты» и т. д. То, что пышным чертополохом расцвело в последние годы существования СССР и до сих пор душит на многих территориях все слабые побеги цивилизации, человечности и справедливости – в ПМР просто немыслимо. Интенсивные процессы взаимной ассимиляции на приднестровских землях, смешанные браки, переплетение этнокультурных традиций, обычаев и опыта народов привели к формированию здесь единой атмосферы и единой общности, хотя и состоящей из разных этносов. Эта атмосфера исключает этническое насилие.
 
    В течение длительного времени в Приднестровье вырабатывался особый психологический тип людей, постоянно живущих в интернациональной среде. Для выживания и нормальной жизнедеятельности в этой среде было абсолютно необходимо чувство этнической толерантности, терпимости, дружелюбия. Эти качества заложены, видимо, в генотипе приднестровцев, воспитываются всем образом их жизни, всеми условиями их существования[4].
 
    За годы фактической независимости приднестровцы прошли очень трудный путь – террор, война, блокады, однако при всем при этом яркой характеристикой народа является способность к консолидации. Так было в 1989 г. в дни политической забастовки, в 1990 г. при провозглашении Приднестровской Молдавской ССР, в 1991 – 1992 гг. при отражении агрессии Молдовы, в 2006 г. на всенародном референдуме «О независимости и единстве с Россией».
 
    Важным достижением является и то, что в Приднестровье сумели не просто сохранить свою исконную историческую идентичность, сумели создать людей, которые находят общий язык друг с другом вне зависимости от того, на каком языке они говорят, к какой культуре принадлежат и к какой национальности относятся. А это уже наш особый менталитет и отождествление себя с многонациональным народом и республикой. Здесь в полной мере можно говорить о приднестровской идентичности и национальной идее – выжить любой ценой и сохранить свое независимое государство с богатыми традициями многонационального народа.
 
    В наши дни слово «приднестровец» стало своеобразным политическим брендом, а значит можно говорить и о приднестровском менталитете. Хотя у него прослеживаются сходные черты с российским (из-за развития в одних цивилизационных ориентирах, в рамках единого «русского поля» и одной страны), но имеются и некоторые отличия из-за специфического фактора «непризнанности». Выделим ряд главных черт приднестровского менталитета: 
 
1. Традиционность уклада жизни (семейственность, религиозность).
2. Терпение и вера в светлое будущее.
3. Осознанный патриотизм («За независимость ПМР!», «Приднестровье – не Молдова!», отсутствие у приднестровцев отождествления себя с частью соседней страны) – отсутствие патриотического китча.
4. Высокая степень гражданской активности (политической и социальной).
5. Пророссийский вектор развития ПМР или «Мы – Россия!» – российские образовательные стандарты, единая история, русский язык, финансово-гуманитарная и миротворческо-политическая и т. д. поддержка РФ ПМР.
6. Интернационализм и толерантность по принципу «единство многообразия».
8. «Советская закалка» доминирующей части населения.
9. Ностальгия по СССР у молодежи, никогда не жившей в этом государстве или родившейся перед/во время/после развала Союза.
 
Евгений Назаренко
 
ИСТОЧНИКИ:
[1] Болдонов А., Башинова Т., Тармаханов Е. Краткий словарь-глоссарий по политологии / Справочное пособие. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. С. 25 – 26.
[2] Галинский И. Пророссийский менталитет и геополитическая ориентация на Россию – важнейшие составляющие приднестровской политической культуры [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «Материк». URL: http://www.materick.ru/index.php?section=analitics&bulid=144&bulsectioni...
[3]История Приднестровской Молдавской Республики. В 2 т.Т. 2. Тирасполь: РИО ПГУ, 2001. С. 192 – 193.
[4]Бабилунга Н. Феномен Приднестровья [Электронный ресурс] // Новасрпскаполитичкамисао (по-русски). URL: http://www.nspm.rs/nspm-po-russki/fenomen-pridnestrovья.html