Председатель ОД «МОЛОДАЯ ЕВРАЗИЯ»:Евразийство и боливаризм

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 323
11.03.14

Что евразийство для России-Евразии, то боливаризм для Латинской Америки. Или для "Нашей Америки" (исп. Nuestro America), как ее ласково называют боливарианцы чтобы отмежеваться от своего северного соседа. В чем суть боливаризма и почему она является южноамериканской аналогией евразийства? Давайте посмотрим.

«Боливаризм» – идейно-политическое течение, возникшее в конце 1970-х годов в Венесуэле в небольшой группе молодых офицеров, которую возглавлял Уго Чавес. Они занялись изучением речей, статей, писем, проектов, а также реальной политики латиноамериканского национального героя Симона Боливара. Многие идеи, поднятые Боливаром, показались им актуальными в современной действительности. Они выступали за построение в Венесуэле социального государства, основанного на принципах культурной самобытности, социальной справедливости, органичной демократии и народного суверенитета. [1]

Окончательное оформление боливаризм получил в конце 1990-х годов, когда произошло первое институциональное закрепление «левого поворота» и на президентских выборах 1998 года в Венесуэле победил Чавес.

История становления

Первое сходство обнаруживается уже при сравнении истории становления боливаризма и евразийства. Если первое выработали венесуэльские офицеры в 1970-х годах, то последнее возникло в 1920-х годах в небольшой группе русских интеллектуалов из среды белогвардейской эмиграции.  Многие из них даже воевали во время Гражданской войны. [2] И если поводом для интеллектуальной деятельности первых послужил колониальный режим Северной Америки над Южной в целом, и над Венесуэлой в частности, то для последних это была Октябрьская Революция. Евразийцы всегда считали марксизм-ленинизм порождением западной мысли, и, следовательно большевистское правление - апогеем своеобразной вестернизации России.

Боливарианцы построили свою идеологию вокруг работ генерала-освободителя Боливара. [3]  Определенной такой аналогичной фигуры для почтения у евразийцев нет, зато можно выявить нескольких: ЧингисханаАлександра НевскогоНила Сорского и Иосифа Волоцкого и других. Более того, если предшественниками евразийцев называют славянофилов во главе с Николаем Данилевским и Константином Леонтьевым, то предтечей боливаризма определенно является великий кубинский мыслитель Хосе Марти.[4]

Первую свою победу в Латинской Америке (но точно не последнюю) идеология Боливара одержала избранием Чавеса на должность президента Венесуэлы в 1998 году. Институционализация евразийства  на постсоветском пространстве началась в 1994 году с знаменитого выступления  Н.А. Назарбаева, президента Казахстана, где оно до сих пор является квази-государственной идеологией [5], и сделала титанический сдвиг вперед запуском евразийского интеграционного проекта в 2010 году. С этого же года в речах и поступках президента России В.В. Путина все больше прослеживается "евразийский" след. [6] Кого же считать евразийским Чавесом - прагматика Путина, философа Назарбаева, кого-то другого? Или же еще придет час евразийского Чавеса? Ответ на этот вопрос оставлю за читателем.

Идеологии

Как мы видим, история становления евразийского и боливарианского движений имеет свои сходства. Но в чем же их идеологическое родство? Стоит отметить, что как у евразийцев, так и у боливарийцев отсутствует вполне целостная система идей. Воззрения у обоих течений все время в творческом становлении отчего они зачастую весьма разнородны и представляют собой синтез различных учений и теорий. Тем не менее, у евразийства и у боливаризма можно выявить несколько однозначных параллелей:

Градуализм

Понимание революции во взглядах боливарийцев эволюционировало от непосредственного его толкования как насильственного изменения порядка вещей к процессу глубокой мирной трансформации. Евразийцам же сразу была чужда жажда революции, ведь испытали ее ужасы на собственной коже. Вместо этого они предлагали пошаговое превращение Советского Союза в Евразийский путем осторожного, но настойчивого внедрения евразийских концепций в умы правящих вождей. Такую тактику в последствии некоторые исследователи не безосновательно окрестили "евразийским бонапартизмом". [7] Евразийские статьи и действия Назарбаева и Путина показывают, что их тактика в конечном итоге была увенчана успехом. И поэтому современные евразийцы действуют аналогично. Стараясь повлиять на руководство постсоветских стран они требуют эволюцию их внутренней и внешней политики согласно евразийской идеологии.

Континентальный суверенитет

Наибольшее родство наблюдается во внешнеполитической концепции боливаризма и евразийства. Её ядром служат концепции многополярного мира и развития латиноамериканской и евразийской интеграций на основе антиколониальных и антикапиталистических ценностей. Сторонники обеих идеологий считают, что в условиях глобализма страны в отдельности больше не в состоянии защитить (или обрести) свой национальный суверенитет. Поэтому, по их мнению, такая функция должна перейти к межгосударственным блокам размером в целый континент: Евразийский, Европейский, Африканский союзы, Меркосур, НАФТА (даже!) и т.д. Евразийство и боливаризм разделяют яркий анти-колониализм и могут считаться главными национально-освободительными движениям на соответствующих континентах. Если раньше это еще представлялось как борьба народов Юга и Востока против гегемонии Запада, то сейчас, в 21-м веке, это уже видится обеими группами как освободительная борьба всех народов мира, в том числе и западных, против мировой олигархии и Нового Мирового Порядка. [8],[9]

Большой национализм

Исходя из постулата цивилизационного единства, оба течения должны были выработать своеобразную форму национализма, которая отмежевывается как от западного космополитизма, так и от "узкого" этносепаратизма.  Евразийцы и боливарианцы особенно заботятся о сохранении разнообразия и самобытности коренных народов в условиях ползучей вестернизации, предлагая взамен сосредоточиться на развитии собственной культуры. В рамках данной концепции, которая у евразийцев называется "общеевразийским национализмом" [10], большие и малые народы одного цивилизационного пространства живут вместе, работают сообща и даже дополняют друг друга. При этом, оба движения отвергают модель американского плавильного котла или европейской толерантности. Россия-Евразия, как и Южная Америка представляют собой соборное сообщество, где каждый коренной народ, малый и большой, должен иметь полное право на свободное культурное развитие в пределах своей исторической территории.

Органичная демократия

В политическом плане для евразийцев и для боливарианцев, ключевой является идея демотии, т.е. демократии со-участия, которая по их мнению более эффективна, чем представительная демократия западных стран. Вместо многопартийной, парламентской системы, способствующей власти олигархии, они предлагают введение народных референдумов и иерархической системы советов. [11] Здесь чувствуется общая связь с идеалом советской демократии в Советском Союзе, которым одинаково восхищались и те и другие. В экономическом плане они идут еще дальше и предлагают введение системы народного акционирования на предприятиях. [12]

Солидаризм

Считалось  бы, что в взгляды боливарианцев и евразийцев на экономический строй должны резко различаться. Первые являются продолжателями идей марксимзма, в то время как последние, как уже сказано выше, активно противостояли большевизму. Но, увы, можно разными путями прийти к одной и той же цели - к прекращению эксплуатации человека человеком. Боливарианский «социализм 21-го века» (или социализм нового типа), сформированный в русле латиноамериканской левой политической культуры [13], схож с евразийской концепцией экономики в следующих пунктах: 1) допускается смешанная собственность на средства производства при ведущей роли государства; 2) подчеркивается национальная специфика, напр. за коренными народами закрепляется право на традиционный образ хозяйствования; 3) градуализм в реформах; 4) уделяется повышенное внимание к социальным и экологическим проблемам общества; 5) демократизация предприятий, т.е. создание кооперативов и ассоциаций иного типа; 6) приоритет принципов духовного гуманизма; 7) суверенитет национальной экономики путем максимального использования внутренних возможностей и международного разделения труда,  ускорения научного и технологического развития, национально-ориентированной политики Центрального банка, повышения производительности труда и т.д. В целом, боливарианскую и евразийскую модели экономики можно охарактеризовать как поиск компромисса между социальной справедливостью и экономической эффективностью. [14]

Религиозный антропоцентризм

Боливаризм и евразийство имеют оба ярко выраженную "гуманистическую" составляющую, являющуюся костяком их мировоззрений. Духовный гуманизм отличается от неолиберального тем, что он покоится на вере в Бога, и именно из этого утверждения он выводит необходимость защиты свободы и достоинства человека. Главенствующей свободой человека в боливарианском и евразийском обществе признается "свобода на духовное развитие". Этому должны способствовать все ее части, а все, что этому препятствует, должно быть изменено. Поэтому обе идеологии отвергают и воинствующий атеизм-материализм марксизма, и бездуховный гедонизм капитализма и тоталитарное подчинение фашизма. [15]

Заключение

Итак, мы видим, что по своему содержанию боливаризм и евразийство являются идеологическими братьями-близнецами на двух континентах. Несмотря на изначально кажущуюся левизну первых и правизну последних, они вместе являются попытками построения социально-справедливого общества на основе "третьего пути". Как четко по этому поводу выразился французский анти-империалист Ален Сораль - "слева с народом, справа по ценностям и всегда впереди"! Евразийство и боливаризм также являются ярчайшими примерами мирового национально-освободительного движения против мондиализма. Николай Трубецкой и Симон Боливар стоят в один ряд с величайшими борцами за суверенитет и равноправие народов мира: Махатмой ГандиСунь ЯтсеномМартином Лютером Кингом Мл. и другими. Покоясь на религиозной основе, евразийство и боливаризм сделали огромный шаг вперед по преодолению пороков предыдущих трех идеологий - либерализма, коммунизма и фашизма. Этот шаг иногда называется "Четвертой Политической Теорией".  [16] Тем нее менее, чтобы еще раз подчеркнуть их главный стержень - духовный гуманизм - евразийство, боливаризм и аналогичные теории стоит именовать "идеологиями Правды" или "правдничеством" (англ. "truthism"; исп. "verdadismo"), так как они направлены на развенчание неправды Нового Мирового Порядка и на утверждение правды Бога.

Примечания:

1. Кусакина М.В. "Боливарианский проект развития Венесуэлы". Журнал "Власть". № 11. Москва, 2007 г.

2. Один из лидеров евразийского движения, Петр Савицкий - воевал под Киевом и заместителем министра иностранных дел в правительствах Деникина и Врангеля. А Николай Алексеев, основатель правоведения в евразийстве, организовал логистику русских войск в Армении еще во времена Первой Мировой войны.

3. Симон Боливар (исп. Simón Bolívar, 1783-1830) — наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость испанских колоний в Америке. Национальный герой Венесуэлы. Генерал. Освободил от испанского господства Венесуэлу, Новую Гранаду (совр. Колумбия и Панама), провинцию Кито (современный Эквадор), президент Великой Колумбии (1819-1830), созданной на территории этих стран. В 1824 году освободил Перу и стал во главе образованной на территории Верхнего Перу Республики Боливия (1825), названной в его честь. Национальным конгрессом Венесуэлы провозглашён (1813) "Освободителем" (исп. El Libertador).

4. Марти Х. "Наша Америка". Нью-Йорк, 1891 г.

5. Кофнер Ю.Ю. "О внешнем и внутреннем евразийстве". Мюнхен, 2013 г.

6. Кофнер Ю.Ю. "Евразиец Путин". Анализ выступления президента России на Валдайском форуме. Москва, 2013 г.

7. Алексеев Н.Н. "Евразийцы и государство". "Евразийский временник". №5. Париж, 1927 г.

8. Трубецкой Н.С. "Русская проблема". Белград, 1922 г.

9. Чввес У. "Восстание против империи". Выступление президента Венезуеэлы  на 61. Генеральной Ассамблее ООН.  Нью-Йорк, 2006 г.

10. Трубецкой Н.С. «Общеевразийский национализм». "Евразийский временник". № 4. Париж, 1927 г.

11. Кофнер Ю.Ю. "От идеократии к эйдократии". Москва. 2013 г.

12. Лепехин В.А. "Солидарное акционирование". Москва. 2012 г.

15. Кофнер Ю.Ю. "Христианский платонизм в евразийстве". Москва. 2013 г.

16.  Дугин А.Г. "Четвертая Политическая Теория". Москва. 2008 г.