Преодоление санитарного кордона

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 354
25.10.13

Почему ЕС отгораживает Молдову от Приднестровья

22 октября потерпела неудачу очередная инициатива коммунистов и социалистов в молдавском парламенте выразить недоверие прозападному правительству во главе с Юрием Лянкэ. Поводом для внесения вотума недоверия стала установка прозападным правительством Молдовы пограничных пунктов на Днестре, что расценивается многими наблюдателями и в Кишинёве, и в Тирасполе, как обустройство Молдовой границы по Днестру.

По мнению министра иностранных дел ПМР Нины Штански, Молдова поставила точку в установке полноценной границы вдоль Днестра. По её словам, молдавские власти реализуют три неотъемлемых элемента приграничного контроля: таможенный, пограничный и миграционный. Таможенный контроль осуществляется Молдовой ещё с начала 2000-х годов, когда президентом был Владимир Воронин. В настоящее время создана инфраструктура для миграционного приграничного контроля. Пограничный контроль будут осуществлять специальные мобильные пограничные группы, которые, согласно постановлению молдавского правительства, будут действовать по всему периметру молдавской границы и территории всей Республики Молдова.

При этом пять из шести миграционных пунктов находятся в Зоне Безопасности, и их установка не была согласована с Объединённой контрольной комиссией, что в корне противоречит соглашению 1992 года «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Отметим, что молдавская делегация уже на протяжении нескольких недель блокирует работу ОКК, где приднестровская сторона пытается поднять вопрос о нарушении соглашений 1992 года.

Если говорить объективно, соглашения 1992 года, предусматривающие свободное перемещение людей, капиталов, товаров и услуг через Зону Безопасности на Днестре, за 21 год неоднократно нарушалось обеими сторонами конфликта: молдавской стороной – в ходе установки постов таможенного контроля ещё при президентстве Владимира Воронина, приднестровской – в процессе обустройства полноценных пограничных и миграционных постов на своей границе.

Однако уже на протяжении ряда лет приднестровская сторона неуклонно смягчает режим пограничного и миграционного контроля на Днестре: сначала была отменена унизительная плата за регистрацию на постах МВД, а затем, в первые же дни президентства Евгения Шевчука, был значительно смягчён режим проверки документов на пограничных постах – граждане Приднестровья были освобождены от необходимости проходить регистрацию. Тирасполь впервые за многие годы проявляет признаки открытости в отношении Молдовы – по крайней мере тех её регионов, население и руководство которых разделяют схожие ценности с приднестровцами.

Как ни странно, именно в то же самое время руководство Молдовы переходит к политике изоляции Приднестровья, которое она считает своим регионом. Обустройство полноценной границы с Приднестровьем продиктовано молдавскому руководству Евросоюзом как условие для предоставления Молдове безвизового режима. Европейская мечта для нынешнего молдавского руководства, поддерживаемого примерно половиной молдавского общества, стоит для страны в качестве более высокого приоритета по сравнению с декларируемой реинтеграцией страны.

За недоверие правительству по факту установки границы с Приднестровьем в молдавском парламенте проголосовали только коммунисты и социалисты, которые, несмотря на свои непростые отношения в течение последних лет, нашли возможность для того, чтобы объединить усилия в борьбе за противодействие прозападному курсу нынешнего руководства. Лидеры обеих партий Владимир Воронин и Игорь Додон в ходе выступления в парламенте говорили о том, что правительство Молдовы отказалось от реинтеграции в пользу вступления Молдовы в ЕС и Румынию.

Марионеточное руководство Молдовы, несвободное в своих действиях, решилось на установку границы не по собственной воле. Нынешняя правящая коалиция в Молдове была создана усилиями европейских чиновников, в первую очередь еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле, который специально ради этого посетил Молдову в мае этого года. Граница по Днестру, равно как и «закон о равенстве шансов» – жёсткое условие Евросоюза, которое Кишинёв послушно выполняет.

Что Запад хочет от Тирасполя

США и Евросоюз не ставит перед собой в качестве целей ни вхождение Приднестровья в Молдову любой ценой (что было наглядно продемонстрировано 10 лет назад в ходе подготовки Меморандума Козака), ни отделения Приднестровья от Молдовы. Цель западных стран одна – вытеснить из региона Россию. Изоляция Приднестровья является частью избранной Западом тактики – «принуждения к евроинтеграции» путём окружения и полномасштабной блокады региона при помощи Украины. Граница со стороны Молдовы, равно как и миссия EUBAM на приднестровско-украинской границе – это формы «санитарного кордона», используемые Западом в отношении российского форпоста на Днестре.

Самый кошмарный сон для Вашингтона, Брюсселя и Бухареста – влияние Приднестровья на внешнеполитический курс Молдовы. Именно поэтому вхождение Приднестровья в Молдову не является приоритетом для западных стран. Их цель – втягивание Приднестровья в свою орбиту. Этим целям соответствовала и стратегия «еврорегиона Днестр», предусматривавшая вхождение сначала двух районов Приднестровья, а затем и всего региона в европейское геополитическое поле.

Сохранить геополитический выбор!

Однако для Тирасполя сменить геополитический вектор – значит изменить своей идентичности и своему историческому призванию. Именно поэтому ни один из тираспольских политиков, пытавшихся играть в «многовекторность», не удерживался на политической сцене. Президент ПМР Евгений Шевчук в ходе интервью украинским журналистам вновь напомнил, что геополитические векторы Молдовы и Приднестровья расходятся. Кишинёв и Тирасполь избрали разные интеграционные проекты. МИД ПМР поставил окончательную точку в попытках втянуть Приднестровье в «еврорегион Днестр», заявив, что республика не намерена участвовать в данном проекте.

Проводя границу с Приднестровьем, молдавское руководство косвенно признало тот факт, что готово отказаться от контроля над данным регионом, если того требует «Брюссельский обком». Этот факт сам по себе служит существенным аргументом для признания независимости Приднестровья. Однако перед Тирасполем стоит непростая задача – добиться международного признания права на свою независимость и при этом сохранить свой традиционный геополитический вектор. Для этого Приднестровью необходима тесная координация как с Россией, так и с евразийскими силами Молдовы и Украины.

В этой ситуации ещё более актуальной становится новая внешнеполитическая стратегия руководства Приднестровья – стать центром евразийского влияния и притяжения для соседних стран и регионов. Перед Тирасполем стоит задача, прямо противоположная той, которую ставят перед собой западные стратеги и их восточноевропейские сателлиты – максимально усилить своё влияние на внутреннюю и внешнюю политику Молдовы и Украины. Нам представляется, что с этой задачей Приднестровью справиться вполне по силам.