Приднестровье: почему у них получилось

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 268

Медиа

16.12.14

Жителей самопровозглашённых ДНР-ЛНР часто пугают: мол, вместо Русского мира и российского уровня жизни получите изолированный и никем не признанный анклав. Будете жить без гражданства, без государства, без социальных гарантий, без возможности выехать за рубеж. Приводят в пример Приднестровье, которое в условиях евроинтегрирующейся Молдовы якобы представляет собой серую зону – без воды, тепла, отопления, погрязшую в коррупции и бандитизме. Наш корреспондент из Одессы Артём Бузила решил лично проведать «сепаратистский анклав», благо столица непризнанного региона находится всего в ста километрах от Южной Пальмиры.

Семьдесят километров пути – и я уже на полноценной границе. Нет, не украинско-молдавской, как начали бы твердить сторонники «международного права», а украинско-приднестровской. После пересечения украинской полосы меня встречают пограничники и таможенники с шевронами Приднестровской Молдавской Республики и символикой, до боли напоминающей советскую. На въезде в ПМР и вовсе красуется флаг Молдавской ССР – именно он сегодня выполняет соответствующие функции в Приднестровье. Причём, скажем, в отличие от флага Белоруссии, серп и молот здесь не убрали, а оставили аутентичную версию.

На въезде в Приднестровье меня встречает Андрей – редактор крупнейшего в Приднестровье интернет-издания. При детальном рассмотрении оно оказывается насквозь провластным, поддерживает местного руководителя Евгения Шевчука, но Андрей успокаивает: в Приднестровье функционирует немало оппозиционных изданий, а, скажем, в местном парламенте действующий президент не имеет большинства среди депутатского корпуса. Поразительная ситуация, скажем, даже для «демократической» Украины, правда?

Тем не менее, Андрей уверяет: политические разногласия государственному курсу не вредят. Как бы ни менялись в Приднестровье президенты, правительства, политические партии, национальной идеей здесь является провозглашение независимости от Молдовы, интеграция с Россией, мультикультурализм и полиэтничность. Соответствующие базисы были закреплены на референдуме 2006 года, когда 97 процентов жителей региона проголосовали за суверенитет молодой республики и внешнеполитическую ориентацию на Россию. Потому какие-либо политические кризисы могут нести угрозу разве что тем или иным политикам, но никак не приднестровской государственности в целом.

Кстати, выезжать из Приднестровья за границу можно: для этого нужно лишь получить иностранный паспорт, что, в принципе, не проблема. Чаще всего получают российский, реже – молдавский. Совсем редко – украинский или румынский.

Живут в Приднестровье небогато, но никакой нищеты не наблюдается. Андрей, помимо работы главредом, ещё ведёт собственную программу на телевидении, а также помогает в качестве пресс-секретаря одному из чиновников – зарабатывает около тысячи долларов, имеет свежий автомобиль западного производства и небольшой, но уютный домик в частном секторе Тирасполя. Нехудо, как для «анклава», правда?

В целом, средние зарплаты здесь составляют около 350 долларов, что по нынешнему курсу гривны к доллару – чуть ли не заоблачная цифра для среднестатистического украинца. При этом столь острого социального расслоения в Приднестровье не наблюдается: скажем, офисные работники живут наравне с государственными служащими, а не еле сводят концы с концами, надеясь рано или поздно добраться до «хлебного местечка» - как в Украине. Есть у приднестровцев даже собственная валюта – приднестровский рубль, который дороже гривны и молдавского лея, и без его наличия в карманах вам ничего не продадут, даже в приграничных магазинах.

Коммунальные платежи здесь смешные, а недвижимость стоит сущие копейки – трёхкомнатную квартиру в центре с ремонтом можно купить за 35-40 000$.

Тирасполь в целом создаёт впечатление достаточно современного и развитого города, особенно как для 100 000 населения. Хорошая инфраструктура, чистые улицы, много всяких кафешек, баров. Кроме того, здесь очень много дорогих шикарных машин: стоят они, в связи с отсутствием серьёзной таможенной пошлины, гроши: какой-нибудь Porsche Cayenne 6-7-летней давности обойдётся в 15-20 тысяч долларов (в Украине – 40-50 тысяч). Гаишники в регионе строгие - разрешенная скорость в пределах города 50 км/ч и превышать ее нельзя. Впрочем, дороги просто отменные: если по территории Украины до границы с Приднестровьем ехать приходится с черепашьей скоростью ввиду наличия через каждые два метра вредоносных для автомобиля ям, то на приднестровских просторах можно давать волю педали газа.

В Приднестровье я ездил не только пообщаться с коллегами-журналистами, посмотреть на ситуацию в целом, но и поговорить с руководством и местными политиками. Узнать про их виденье будущего региона, посмотреть, как обустроена местная политическая система.

К сожалению, попасть непосредственно в Администрацию президента мне не удалось: глава региона Евгений Шевчук не смог со мной пообщаться ввиду большой занятости. Зато удалось заглянуть в Министерство иностранных дел – главой ведомства здесь является молодая и энергичная Нина Штански, которая со времени прихода к власти Шевчука в 2011 году стала заметным дипломатом на постсоветском пространстве. За несколько лет приднестровская дипломатия сумела доказать прежде всего Западу, что регион возглавляют не какие-то сепаратисты и террористы, а современные и динамичные люди.

К слову, при общении с приднестровскими чиновниками это больше всего бросается в глаза: чуть ли не каждый второй министр, депутат, работник того или иного ведомства ведёт «Фейсбук». Каждое ведомство обязательно рассказывает о своей работе на интернет-сайте. И всё это в крошечной, 500-тысячной стране. В целом, видно, что с приходом на пост президента молодого реформатора Шевчука (сейчас ему 46 лет) государство здорово «покрасивело»: не сочтите, уважаемые коллеги, за сальность, но количество молодых и ярких представительниц прекрасного пола в чиновничьем аппарате здесь зашкаливает. Впрочем, и парней тоже немало.

После беседы с министром ведомство приглашает прокатиться в Бендеры, второй по величине город после Тирасполя. Здесь расположена легендарная крепость, после экскурсии в которую я направляюсь в музей Бендерской трагедии. Именно Бендеры в начале девяностых стали чем-то вроде нынешнего Славянска – в 1992 году Молдова, в ответ на попытки Приднестровья провозгласить свою государственность, ввела сюда регулярную армию. Более 800 сынов приднестровского народа тогда положили свои головы за молодую республику, но Бендеры так и не были взяты. Сегодня здесь дежурят российские миротворцы, а местные жители уповают лишь на Москву, с опаской глядя как на Кишинёв, так и – особенно – на Бухарест и Брюссель.

Вечером меня приглашают в эфир местного телевидения – поговорить об Украине, Юго-Востоке, самопровозглашённых ДНР-ЛНР, Молдове, моих впечатлениях о Приднестровье. Ближе к ночи с коллегами и приятелями я сижу в хорошем ресторане в центре Тирасполя и дегустирую местный коньяк «Квинт», считающийся одним из лучших в Европе.

Приднестровье оставляет самые приятные впечатления. Да, приднестровцы живут небогато, да, в частичной изоляции, но они борются за свою независимость, идеалы, за право жить, как им хочется, и рано или поздно добьются признания. Самое обидное в том, что и мы (Украина) могли стать такими, потому что рядовой тираспольчанин в ментальном плане отличается от одессита гораздо меньше, чем последний от москвича или киевлянина.

Сегодня крошечный 500-тысячный регион во многом может служить примером для одного из крупнейших государств Европы. У приднестровцев обязательно получится. И смотреть на них мы, скорее всего, будем с завистью, а отнюдь не с сожалением. 

 

Источник: zerkalokryma.ru

Комментарии

Аватар пользователя Rodoslav Bozhich
Rodoslav Bozhich

Целиком солидарен с наблюдениями автора статьи, даже поддержу, за исключением средней зарплаты, которая составляет скорее $250, а реже 350... А зарплата в $1000 - это скорее место тёплое и по-блату. Но количество джипов и дорогих иномарок на 1000 человек повыше чем в развитой портовой Одессе, скорее из-за низкой таможенной пошлины. Если добьются признания, то появиться этакая маленькая "Швейцария" в этом регионе. Признания и процветания!