Приднестровье: путь в Россию

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 346
30.12.13

Наиболее заметным событием политической жизни Приднестровья в уходящем году стал закон об имплементации законодательства Российской Федерации в законодательство ПМР, принятый в первом чтении Верховным Советом ПМР по инициативе президента Евгения Шевчука. Этот законопроект уже стал предметом экспертных мнений, предположений, домыслов.

Для чего нужен законопроект?

На референдуме, состоявшемся 17 сентября 2006 года, 97% граждан Приднестровья высказались за независимость республики с последующим свободным присоединением к Российской Федерации. Но детальные характеристики пророссийского вектора, избранного народом Приднестровья, не нашли своего подтверждения в Конституции, законах и других правовых нормах государства за прошедшие годы.

До сих пор в правовой системе ПМР отсутствовал базовый законодательный акт, закрепляющий итог референдума 2006 года и определяющий присоединение к Российской Федерации как определяющий вектор развития Приднестровья. Нынешний законопроект, по версии его разработчиков, призван создать и закрепить на основе Конституции условия для реализации воли народа на единство с Россией.

Плановая гармонизация законодательства Приднестровья и Российской Федерацией, начатая в 2006 году, в целом носила фрагментарный характер и не привела к ожидаемому эффекту. Это вызвало серьёзную пробуксовку проекта сближения законодательных норм Приднестровья и России. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в ряде случаев идея взятого за основу российского закона в процессе проработки существенно изменялась, а в ряде случаев и вообще утрачивалась. Это сделало целый ряд приднестровских законов бессистемными, а где-то и противоречивыми.

Более того, гармонизация, осуществлявшаяся с 2006 года, была ориентирована на реалии семилетней давности. Тогда Москва действительно надеялась склонить молдавское руководство на свою сторону, а о признании Приднестровья не шло и речи. Особенно явно эта политика проводилась в 2008 – 2010 годах, в течение первых двух лет президентства Дмитрия Медведева. Плодом такой политики Кремля стало подписание в марте 2009 года трёхстороннего протокола «Медведев – Воронин – Смирнов», а в июне 2010 года – меморандума «Медведев – Меркель». 

Точки невозврата

Ситуация с тех пор радикально изменилась. В 2008 году ведущие страны Запада признали независимость Косово, публично растоптав принцип нерушимости послевоенных границ, а затем Российская Федерация признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Тем самым был создан прецедент для признания Приднестровской Молдавской Республики, входящего вместе с двумя новыми государствами в Сообщество «За демократию и права народов». Более того – Приднестровье, у которого уже были установлены дипломатические отношения с двумя новопризнанными странами, может считаться частично-признанным государством.

В 2009 году к власти в Молдове пришла радикально-прозападная правящая коалиция, отвергшая все наработки, заключённые предыдущей властью, включая мартовский протокол того же года. И если в течение первого срока правительство Влада Филата осуществляло политику «малых шагов» в отношении Приднестровья, то затем была избрана тактика явочного затаскивания Приднестровья в европейскую ассоциацию вместе с Молдовой и Украиной.

Однако в 2012 году и в России, и на приднестровском направлении произошли знаковые события. Президентом России был избран Владимир Путин, провозгласивший курс на строительство Евразийского Союза. Этот же курс был отражён в новой редакции Концепции внешней политики ПМР. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин был назначен спецпредставителем Президента России по Приднестровью, что стало знаком резко возросшего внимания к республике со стороны Кремля.

Начиная с 2012 года, ставшего переломным во взаимоотношениях Москвы и Тирасполя, реализуются масштабные социальные и гуманитарные проекты на приднестровском направлении, прорабатываются вопросы интеграции Приднестровья в торгово-экономическое пространство Российской Федерации. По мнению председателя Верховного Совета ПМР Михаила Бурлы, эту фазу развития законодательства ПМР можно назвать «фазой углублённой интеграции с Российской Федерацией».

25 октября 2013 года по итогам встречи Дмитрия Рогозина и Евгения Шевчука был подписан новый протокол о развитии взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Приднестровьем по целому ряду направлений. Реализация этого, равно как и ранее заключённых соглашений, требует чёткой законодательной базы. Причём законодательство Приднестровья должно быть не просто гармонизировано, а унифицировано с российским законодательством. 

Наконец, парафировав на Вильнюсском саммите соглашения об ассоциации с ЕС, Республика Молдова окончательно развеяла иллюзии о её возможном возвращении в евразийский блок. По крайней мере, в обозримой перспективе. Свой евразийский выбор Приднестровье способно сохранить, в том числе посредством реализации концепции ассоциированного государства. Эта концепция не исключает перспективы прямого вхождения ПМР в состав Российской Федерации.

Как отреагирует Россия?

Главное возражение против этого проекта – как на него отреагирует сама Россия. «Объективно это похоже, вне зависимости от воли приднестровских политиков, на подставу наших российских союзников, - пишет оппозиционный приднестровский политолог. - Кишинёв уже «наезжает» на Москву, требуя от неё устами вице-премьера по реинтеграции Евгения Карпова и спикера Парламента Игоря Кормана ответа за инициативу Президента ПМР».

Более осторожную точку зрения высказал экс-председатель Верховного Совета ПМР Григорий Маракуца. Согласившись с правильностью инициативы, Маракуца отметил, что претворять её в жизнь надо не торопясь: «Необходимо учесть, что у нас разные законодательства и денежные системы. Кроме того, России выгоден статус-кво. Нам надо выработать степень имплементации российского законодательства – чтобы не навредить России». 

Данные опасения опровергли российские эксперты в ходе состоявшегося в Приднестровском государственном университете круглого стола. Руководитель отдела Украины в Институте стран СНГ Валентина Гойденко назвала идею о введения в Приднестровье российского гражданства «ошеломительной» и «адекватным ответом Румынии». По её словам, эта инициатива Президента ПМР будет сравнима с деянием Богдана Хмельницкого. Валентина Гойденко убеждена, что эта идея не только не навредит, но и поможет и России и её Президенту.

По словам российского писателя, постоянного члена Изборского клуба Максима Калашникова, сегодня Россия уходит от своей приверженности легитимизму в духе Николая I, предусматривавшему спасение территориальной целостности Молдовы любой ценой. Сегодня воссоздание великой державы – одно из главных течений в России.

Эти же идеи более осторожно высказал директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев. По его словам, реакция Москвы на инициативу Тирасполя не обязательно будет мгновенной. России необходима стабильность. Для того, чтобы она работала не на удержание статус-кво, а на развитие ситуации в своих интересах, нужно время. Процесс будет сложным, он будет зависеть от конъюнктуры текущего момента. Однако, как бы то ни было, инициатива Евгения Шевчука будет в Москве рассматриваться как очередной шаг Приднестровья в сторону России.

Главная цель – стать российским регионом

Таким образом, подавляющее большинство экспертов, как приднестровских, так и российских, не считают, что переход Приднестровья на российские законодательные стандарты каким-либо образом навредит России или негативно скажется на перспективах признания Приднестровья. Разногласия касаются лишь интенсивности мер по адаптации законодательства и ожидания реакции со стороны Москвы. Что касается различия избирательной системы, ЖКХ или собственности на землю, эти вопросы вполне можно согласовать за оставшееся время прохождения закона через второе и третье чтения.

Молдова вряд ли откажется от ассоциации с Евросоюзом. Подписание соглашения об ассоциации даст зелёный свет процессу полноценного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики со стороны России. Именно приднестровская тема станет одной из наиболее «трендовых» в российском информационном пространстве наступающего 2014 года. При этом, добиваясь признания, приднестровскому политическому классу нельзя забывать о главной стратегической цели, поставленной референдумом 2006 года – вхождении в состав Российской Федерации. Принятие законопроекта об имплементации российского федерального законодательства следует рассматривать как важнейший шаг к этой цели.