«Шелковый путь» в обход «евромайдана»

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 217
12.12.13

Несколькими неделями ранее, в дни, когда протесты на майдане только набирали обороты, немало едких сентенций было адресовано Виктору Януковичу за его якобы бегство в Китай – подальше происходящего в Киеве. Звучали и другие предположения: мол, оказавшись между двух огней – Европой и Россией – Янукович стал искать поддержки у третьей стороны, то бишь в «поднебесной». Между тем, на фоне жаркого протеста евроинтеграторов результаты поездки президента Украины на родину чая и пороха как-то затерялись, но в геополитическом контексте оказались более чем занимательными.

Виктор Янукович улетел в Китай в день голосования Верховной Рады об отставке кабинета министров, чем снискал праведное недовольство не только интеграторов, но и своих сторонников. Результаты голосования, конечно, дали понять, что в его исходе президент нисколько не сомневался, так как отменять многим ранее запланированный визит не собирался не при каких условиях и «заручился» железной поддержкой «регионалов» по вопросу об отставке кабмина.

Безусловно, Янукович двинулся в Китай в том числе и за деньгами - за такими, в обмен на которые не выставляются политические требования. Это отчасти подтверждает версию о «поддержке третьей стороны». Впрочем, действующая власть этого особо и не скрывала. Премьер Николай Азаров в частности, сообщал, что визит президента в Китай для украинской власти  чрезвычайно важен. По его словам, в Китае предполагалось подписать программу сотрудничества, около 20 документов; более того, в переговорах речь шла о пятимиллиардном товарном кредите. Однако даже столь внушительная сумма оказалась только поверхностью айсберга.

Главным представляется тот факт, что по итогам переговоров Украина вернулась к идее строительства морского порта в Крыму для привлечения грузопотоков из Китая. Китайская компания BICIM на бизнес-форуме в Пекине подписала меморандум с разработчиком проекта,  предприятием "Киевгидроинвест". Инвестиции в строительство по договору ложатся исключительно на китайскую сторону, но при этом Украина будет владеть половиной инфраструктуры и за год может получать не менее $1,5 млрд. доходов от различных сборов.

Рассмотрим в этой связи ряд важных обстоятельств, проливающих свет на «второе дно» данного соглашения.

Первое. Прекрасный проект с явной выгодой для обеих сторон воплотился в жизнь только через девять лет после своего появления. Как сообщал «Коммерсант», дискурс о постройке глубоководного порта ведется с 2004 года, существовали даже конкретные проекты. Идея была столь необходима одной из сторон, что рассматривался даже крайне затратный вариант Усть-Дунайского порта - небольшой инфраструктурной единицы практически на границе с Румынией. Не говоря уже о том, что и в самом Крыму порт планируется к постройке уже не в первый раз.

Второе. Масштаб инвестиций впечатляет. Вокруг нового порта планируется построить также индустриальную зону на 300 тыс. кв. м. Украина и Китай планируют совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии. Китайские инвестиции в портовую инфраструктуру составят около $3млрд. в рамках первой фазы освоения Крымской экономической зоны. Вторая фаза предполагает строительство в Крыму аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, производственной базы сжиженного природного газа, учебных центров, а также обустройство пляжей. На втором этапе китайские инвестиции достигнут уже $7млрд.

Кроме того, как отмечает «Коммерсант», чтобы воплотить в жизнь проект, необходимо увеличить пропускную способность железных и автомобильных дорог, так как в летний сезон могут возникнуть проблемы с вывозом товаров из Крыма, а это тоже оборачивается крупными финансовыми затратами.

Третье. Соглашение было подписано на фоне явной политической нестабильности в Украине, а между тем, ранее, в 2005 году, проект строительства порта на озере Донузлав уже срывался, несмотря на наличие принципиальных договоренностей с Китаем.

Четвертое. Инвестиционный проект по развитию Крымской экономической зоны является частью заявленной в сентябре этого года председателем КНР Си Цзиньпином интеграционной концепции под названием «Экономический пояс Шелкового пути», которая, по уверениям китайской стороны, должна стать значительно более успешной, нежели идея создания Евразийского союза. По легенде, китайский интеграционный план должен охватить Центральную Азию, страны Закавказья: Азербайджан, Армению, Грузию, Нагорный Карабах, Абхазию, Южную Осетию и уже сегодня - Украину. Конечным пунктом «шелкового пути», разумеется, становится Европа.

В свете всего вышеизложенного напрашиваются весьма занимательные выводы о значимости и конкретной поездки Януковича в Китай, и самого соглашения о строительства порта.

Дальнейший рост экономики КНР зависит от  новых рынков сбыта для разрастающейся промышленности, и потому Китай давно и достаточно остро нуждается в оформлении нового коридора экспорта своих товаров в Европу, другими словами – более короткого и приближенного к конечной точке реализации. Именно поэтому проект перевалочной базы на Черном море не терял актуальности с 2004 года и находился в активном поиске формы воплощения в жизнь. Успеху на этом поприще Китаю мешала постоянная нестабильность политической системы Украины, ее неопределенность в векторе развития и возможные экономические последствия от его выбора. Тем более, как показала практика, за экономические решения в Украине даже весьма влиятельные политики могут угодить за решетку, как стало с Тимошенко. Тем не менее, в ситуации столь же нестабильной, в 2013 году соглашение подписывается вслед за отказом от Ассоциации с ЕС. А это означает только одно – Китай получил гарантии того, что в Украину не придет экономическое шефство ЕС, и получить их он мог только от России.

Действительно, сразу после приостановки работы над подписанием вильнюсских соглашений российско-украинский диалог перешел в сферу подписания конкретных двусторонних соглашений, в том числе в области экономической кооперации. Таким образом Китай получил сигнал из Москвы о том, что нынешнее состояние экономики Украины не ухудшится, как то могло случиться после «Вильнюса», и также о том, что в обозримой перспективе российское влияние на политику в стране вырастет и по своему содержанию будет исключительно качественным. Весьма вероятно, что со своей стороны Китай дал согласие на будущую приоритетность сотрудничества китайской инфраструктуры с российским капиталом в регионе Новороссии и пообещал не вмешиваться в политику Москвы на этом направлении.

Последняя мысль косвенно подтверждается тем фактом, что официальный Пекин подчеркнуто ясно говорит о том, что интересам Москвы «шелковый путь» в странах, где он планируется к реализации, не угрожает. Да и в целом претендовать на политическое влияние в региональном контексте Китай не собирается в силу приоритетности экономических проблем. К тому же, при всей масштабности заявленного проекта объем предполагаемых инвестиций все равно несравним с оборотом капитала между Украиной и Россией.

Знал ли об этой комбинации Виктор Янукович? Несомненно. Более того, соглашаясь на нее, он уступил российским интересам достаточно незаметно – не огорчая и без того невеселых европейских коллег и в некоторой степени минуя баррикады протестующего Киева. Китайский «шелковый путь» дал президенту Украины возможность получить китайские инвестиции, российскую готовность поддержать экономику страны и возможно даже самого Януковича. Проще говоря, еще и в таком обходном маневре Россия выдвинула Украине гораздо более выгодные условия, чем Евросоюз. России в Украине гораздо больше, чем многим могло бы показаться, и провал «Восточного партнерства» был предрешен многим раньше, чем Украина отказалась от Ассоциации с ЕС.

В заключение необходимо отметить, что приход Китая в Крым наряду с недопуском в Украину экономического диктата Евросоюза, вероятно, является новым этапом борьбы поднебесной и США за Европу. Ранее уже озвучивалась инициатива о создании  Зоны свободной торговли между Америкой и ЕС для ограничения доступа Китая в Старый свет. Это во многом объясняет повышенную заинтересованность Штатов в вопросе Ассоциации Украины с ЕС для задержки экспансии Китая на сравнительно отдаленных рубежах. Поэтому нельзя исключать, что в качестве ответного шага в Украине вновь попытаются применить «цветные технологии». И тем более неудивительно, что КНР и Россия в отношении Украины нашли общие интересы и точки соприкосновения.

По материалам:

http://www.kommersant.ua/doc/2361389

http://evrazia.org/news/29756

http://news.finance.ua/ru/~/1/2013/12/03/314085

http://www.ng.ru/economics/2013-12-09/1_china.html