Система социокультурных кодов приднестровского социума

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 213
16.02.15

Приднестровский народ - народ уникальный. Его история за последние три столетия насчитывает множество героических страниц. Война 1992 года против фашиствующих румынизаторов, победа в ней и скорейшее отстраивание в республике собственных институтов государственной власти и всех необходимых атрибутов государственности, массовая народная самоорганизация, позволившая реализовать вышеуказанные цели, сделала Приднестровье в глазах всех патриотов России иконой русского сопротивления, дающей надежду на подлинное возрождение всего большого российского материка.

В то же самое время до сих пор открытым остался вопрос о генезисе «приднестровского чуда», созданного усилиями маленького героического народа. Многие приднестровские ученые и  интеллектуалы уже  пытались отвечать на вышеуказанный вопрос. Также за пределами рассмотрения остался вопрос о социокультурных кодах приднестровского общества, матричных основах, в соответствии с которыми идет его каждодневное воспроизводство. Выявив их, можно будет намного более эффективно осуществлять их должную защиту и охрану. Опираясь на многочисленный эмпирический материал и гуманитарные научные данные об основах формирования сегодняшнего приднестровского социума, попытаемся на него ответить.

Менталитету приднестровца свойственно сознание человека, живущего в географически  отдаленной от столицы, но отлично укрепленной и блестяще  дисциплинированной  российской крепости. Приднестровец очень легко мобилизуется перед угрозой как общесоциального, так и личнобытового характера. Ему требуется очень короткое время для осознания масштаба опасности, после чего решительность к действию, порой самому отчаянному, не заставляет себя долго ждать.

Приднестровец немногословен и прекрасно знает цену человеческой энергии, бережет ее, так сказать, на необходимый день и случай. В то же  время, если ближний либо просто оказавший рядом человек будет остро нуждаться в помощи, он, не раздумывая, сделает все, что будет от него зависеть, не требуя при этом благодарности.

Жителям этого удивительного края свойственен особый тип  «космической общинности». Приднестровье является микрокосмосом, где энергетики разных людей переплетаются многочисленными невидимыми нитями, создавая при этом над их головами  незримый «защитный купол», охраняющий и оберегающий их.

Приднестровец мужественен, боевит, изобретателен и предприимчив в бытовых и хозяйственных делах. Он не любит говорить о войне, но, в то же время,в минуту серьезного испытания ему свойственна уникальная военная доблесть. Почувствовав беду, приднестровцы в считанные дни и месяцы становятся дисциплинированным военным лагерем, что дает им возможность быстро и эффективно побеждать противника.

Приднестровскому населению свойственна уникальная межнациональная солидарность. Каждая этническая группа в Приднестровье, не теряя себя, составляет в то же время гармоничный элемент приднестровской общенародной  идентичности.

Приднестровец прям, бесхитростен и по-военному прост. Он легко может отличить «своего» от «чужого» и искренне благодарен человеку за теплое отношение  как нему самому, так и к его родному краю.

Приднестровец гостеприимен. Любой, пришедший к нему в дом с добрыми намерениями, найдет в нем теплыйи радушный прием.

Россия воспринимается приднестровцем как большая Вселенная и единственно возможный источник энергии и идейно-смысловой основы жизнедеятельности. Для приднестровца Россия подобна матери, которую нужно беречь, охранять, которой нужно беззаветно служить. Любой лучик Солнца, привезенный из России, приднестровец станет хранить в своем сердце долго и бережно.

Уникальным по своей природе является возрожденное в постсоветскую эпоху  приднестровское казачество. Казак Приднестровья, в отличие от многих своих российских собратьев, не делит эпохи отечественной истории на «белые» и «черные». В сознании казаков произошел гармоничный идеологический синтез дореволюционно-православного и красно-советского компонентов, что делает данное движение серьезным объектом обществоведческого изучения с целью  добычи  нового, сверхмодернистского знания, помогающего воссоздать на современных основах общероссийскую идеологию и идентичность.

Приднестровец религиозен. Церковное сознание не покидало этот край даже в советскую эпоху, которой были свойственны официальные атрибуты атеистической пропаганды. В то же  время церковные праздники нередко сопровождаются здесь воспроизведением ряда местных традиций и дохристианских атрибутов. К примеру, празднование церковного Нового года именуется в народе «посеванием», и отмечается обычаями, именовавшимися в центральной России «колядованием» и проводившимися там, как правило, на Рождество, то есть на неделю ранее.

Каждый регион внутри Приднестровья имеет свои существенные особенности. Тирасполь, бесспорно, является сердцем Приднестровья, центральным звеном, через которое в республику проходят все финансово-экономические и духовно-энергетические потоки. Бендеры – исторический центр, город памятников, пространство, хранящее память о многих героических и трагических страницах жизни региона. Общинная, земледельческая Слободзея, величественные Дубоссары, по-европейски уютная и комфортная Рыбница, горные пейзажи северной части республики – все это придает региону контрастность, заставляющую еще больше любоваться его красотой.

Несмотря на существующий многолетний замороженный конфликт между Приднестровским и Молдавским государствами, сам образ Молдовы не воспринимается приднестровцами враждебно. Приднестровец желает добра своим соседям, четко осознавая, в то же время,  глубинные ментальные различия между населением двух берегов Днестра и желая эти различия сохранить в рамках государственно-оформленных на сегодня  границ. Приднестровца  пугают экспансионистско-румынизаторские планы властей соседнего государства. Осознаваемая разница в уровне жизни и социально-экономического благополучия между ним и его соседом-жителем Молдовы заставляетего обоснованно опасаться увеличения присутствия на своей территории находящегося поблизости вышеуказанного социально-политического субъекта.

Сегодняшняя Украина воспринимается приднестровцем как Большой Брат, находящийся в беде. Приднестровец остро и с болью в сердце переживает украинскую трагедию, в то же время обоснованно опасаясь экономических и военных угроз, субъектом которых в этой стране  могут стать многие участники сегодняшнего гражданского конфликта.

На сегодняшний день в регионе сложилась уникальная ситуация, требующая от приднестровского общественного актива, молодежи, творческой интеллигенции сформировать ответ на новый гуманитарно-идеологический вызов.  Россия, отказавшаяся на заре перестройки от своего цивилизационного пути, пройдя долгие годы вестернизации и потерпев на этом пути неудачу, вновь вынуждена возвращаться к собственным ментальным основам. Исходя из этого, перед вышеуказанными общественными группами  встала нетривиальная задача – максимально возможным образом изучить свое общество и вскрыть в нем  неявное знание, способное оказаться полезным для большого многонационального и многоконфессионального российского материка. Приднестровье, всецело оставаясь в геополитической орбите России, также должно  искать  иные источники духовно-энергетического питания, которые не только не станут противоречить общероссийским веяниям и тенденциям, но и позволят республике более уверенно встать на ноги и обрести новое слово, которое можно будет встраивать в большой общероссийский контекст.

Источниками подобного рода энергии и  знания, прежде всего,смогут стать:

-  формирующаяся в республике  идеология молдовенизма, функционирующая  в противовес проводящейся в Молдове румынизации;

- история военных побед и героических эпох (екатерининских и александровских времен, Великой Отечественной войны, Приднестровской Отечественной войны 1992 года);

-  истории формирования и функционирования казачьего движения на территории республики вообще и Черноморского казачьего войска в частности.

Правильная активизация указанной тематики в СМИ, системе образования, культурно-массовых мероприятиях, соответствующая работа госструктур с уже существующими в республике общественными объединениями будет служить укреплению среди населения духа патриотизма, приднестровской общенародной идентичности, стойкости населения, а также вдохновлять простых людей, тем самым помогая им добиваться поставленных целей.