Скоропостижная евроассоциация Молдавии: последствия для Кишинёва и Тирасполя

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 295
21.11.14
Итак, Молдова начала процесс реализации положений соглашения об ассоциации (СА), что означает завершение фазы демонтажа молдавской государственности. Так как Молдова в деле реализации евроассоциации предпочла первой побежать впереди паровоза, то самое время понять механизм демонтажа государства, последствия вступления соглашения в силу, а заодно смоделировать будущее страны. Тем более что характер соглашений Украины, Молдовы и Грузии идентичен.
 
О концептуальном значении евроассоциации для Молдовы написал Семён Уралов, а потому в данном тексте будут рассмотрены конкретные последствия соглашения в экономической и политической сферах.
 
Демонтаж государственных институтов
 
О неоколониальном характере соглашения упоминалось неоднократно, однако наиболее ярким фактом, подтверждающим статус колонии, служит тайный характер подготовки и рассмотрения данного соглашения. После ратификации СА единственный экземпляр договора будет храниться в европейских репозитариях. Молдове, вразрез с привычной международно-правовой практикой наличия у договорившихся сторон экземпляров договоров равной юридической силы, отдельный экземпляр СА не полагается.
 
Из 340 директив, регламентов и решений более 200 подлежат внедрению в течение 2–3 лет, примечательно, что они касаются всех сфер общественной жизни — от бухгалтерского учёта и корпоративного права до органического земледелия, энергетики и маркировки товаров. Сверхкороткие сроки реализации приведут к параличу и так крайне неэффективной государственной машины и банкротству экспортёров Молдовы.
Подлежит отмене национальное законодательство, регламентирующее сферу торговли. Произойдёт зачистка молдавского национального банковского рынка, который должен будет перейти на стандарты ЕС, в т.ч. по капитализации и довести свои показатели до европейского уровня. Несоответствие банковских учреждений новым показателям приведёт к их ликвидации. Таким образом, европейские банкиры захватят рынок Молдовы.
 
Приватизации подлежат железные дороги, в которых подлежит изменить ширину колеи. Вводится запрет на реализацию населением на рынках излишков выращенных ими сельскохозяйственных товаров.
 
Каждое новое решение ЕС становится обязательным для исполнения Кишинёвом. Право на денонсацию соглашения тексом предусмотрено, однако процедура не прописана, как и нет указания на возможность изменения его условий. Фактически отныне соглашение является бессрочным, а колониальный статус Молдовы — вечным.
 
Отвечать за реализацию соглашения будут специально созданные органы — Совет и Комитет Ассоциации. Порядок избрания молдавских представителей в данные органы и их права не прописаны.
 
Комитет по торговле может в одностороннем порядке принять решение об ускоренном обнулении таможенных пошлин Молдовой, а замечания об исключительном праве молдавского парламента на совершение данных действий евробюрократами будут проигнорированы.
 
Вопросы государственной поддержки молдавских аграриев и промышленности в тексте соглашения проигнорированы, однако у ЕС сохраняется право под предлогом нарушения конкуренции принудить Молдову к снижению объёмов государственной поддержки национального товаропроизводителя.
 
Споры, возникающие в связи с реализацией положений соглашения, не подлежат урегулированию в предусмотренном конституцией и законами Молдовы порядке. Вместо этого их разрешением будут ведать экспертные, аудиторские и арбитражные комиссии и органы, создаваемые Советом и Комитетами Ассоциации.
 
Молдова обязуется вносить финансовый вклад в общий бюджет ЕС, а также принимать участие в миротворческих операциях ЕС, что означает фактическое участие РМ в программах НАТО, так как обособленного от НАТО оборонного блока у Евросоюза нет. Подобные нормы противоречат закреплённому в конституции нейтральному статусу Молдовы.
 
Таким образом, нормы соглашения целиком и полностью игнорируют конституцию и национальное законодательство Молдовы, а также создают неподконтрольные органы, которые будут заниматься управлением различными сферами жизни республики. Если проводить исторические параллели, то фактически речь идёт о создании оккупационной (ликвидационной) администрации.
 
Односторонняя свободная торговля
 
На самом деле ни о какой свободной торговле речи не идёт.
 
Во-первых, текстом предусмотрено немедленное вступление в силу части его положений после ратификации СА парламентом Молдовы. Нет необходимости дожидаться аналогичных действий от национальных парламентов стран-членов ЕС. Процесс обнуления таможенных пошлин стартует с момента вступления соглашения в силу.
 
Во-вторых, при этом товары из ЕС смогут беспрепятственно проникать на территорию Молдовы, тогда как молдавские товаропроизводители вынуждены будут пройти процедуру признания импортирующей стороной эквивалентности свойств экспортируемых товаров и услуг из Молдовы, а затем заключить соглашения по оценке соответствия их стандартам Евросоюза. Данные мероприятия растянутся на полтора-два года.
 
Так как Молдова принимает в качестве базовых стандартов качества технические регламенты ЕС, то европейским товаропроизводителям нет нужды проходить процедуры признания, и они получают практически двухлетнее преимущество по захвату молдавского рынка.
 
Экспорт товаров из Молдовы в ЕС ограничен квотами.

Товарная позиция

Объём квот

Средний объём производства

Объём экспорта в Россию и СНГ

1

Сок виноградный

500 т

 

 

2

Томаты

10 тыс. т

 

 

3

Виноград столовый

20  тыс. т

 

21 тыс. т

4

Яблоки свежие

80 тыс. т

 

180 тыс. т

5

Слива

20 тыс. т

 

14 тыс. т

6

Мясо свиное

4,5 тыс. т

60 тыс. т

 

7

Мясо всех видов птицы

600 т

35 тыс. т

 

8

Яйца птицы

142 млн шт.

630 млн шт.

 

9

Пшеница (кроме твердых сортов)

75 тыс. т

400 тыс. т

 

10

Ячмень

7 тыс. т

230 тыс. т

 

11

Кукуруза

130 тыс. т

 

 

12

Молочные продукты

1,7 т

 

 

13

Сигареты

1 млрд шт.

 

 

Характерно, что беспошлинный экспорт продукции в ЕС возможен только в пределах 70% от объёма квот. При достижении указанного объёма Молдова обязана проинформировать об этом Еврокомиссию, при приближении к 80% квот — представить письменное объяснение причин достижения предела ограничений. При приближении экспорта к 100% предоставленных квот Еврокомиссия вправе начать расследование, по итогам которого может запретить экспорт подобного товара на 6 месяцев.

 
Что делать с товарами с более высокой добавленной стоимостью, которые способна производить Молдова, — решительно неизвестно, так как о них в соглашении нет ни слова. Вероятно, они не смогут попасть на рынок ЕС вовсе.
 
Распределяться Евросоюзом квоты будут по принципу «первый пришёл, первый обслужен», что гарантирует отсечение от рынков ЕС мелких товаропроизводителей, так как первыми смогут зарегистрироваться крупные агрохолдинги, подконтрольные молдавским олигархам.
 
Последствия утраты рынка СНГ и РФ
 
Подлежат аннулированию таможенные пошлины на импорт товаров в Молдову. При средневзвешенной ставке этой пошлины в 4% от стоимости товаров из стран ЕС и его объёме порядка 2,4 млрд долл. в год, доходы государственного бюджета по этой статье в первый же год после подписания сократятся минимум на 90 млн долл., что составляет около 5% доходной части госбюджета.
 
Экспорт в СНГ с нулевой таможенной пошлиной составляет около 920 млн долл. в год или 16% по отношению к ВВП. Перевод молдавского экспорта на общие условия с действующей средневзвешенной таможенной пошлиной в 9,6% и соответственно удорожание молдавских товаров неизбежно сократит их поставки минимум на 60%. Это означает, что валютная выручка молдавских экспортёров на рынках СНГ сократится не менее чем на 550 млн долл. в год.
 
Если Россия депортирует порядка 200 тыс. молдавских гастарбайтеров, то молдавскому бюджету придётся увеличить расходы бюджета на выплату пособий и создание рабочих мест на 2 млрд долл. Переводы молдавских гастарбайтеров составляют четверть ВВП республики.
 
Процесс разорения молдавских товаропроизводителей уже начался. Например, за шесть месяцев текущего года винодельческая отрасль Молдовы сократилась на треть. Огромные убытки принесли ранние заморозки.
 
Утрата российского рынка приведёт к урезанию производства яблок в 5 (пять) раз. Причём перечень введённых Россией ограничений не является окончательным и может быть расширен. Пока же РФ запретила ввоз из Молдовы вина, фруктов и мяса.
 
Само же руководство республики не только не имеет ресурсов для решения созданных им же проблем аграриев, но и считает протестующих фермеров «голодранцами».
 
В целом с момента введения Россией запрета на импорт отдельных категорий молдавских товаров экспорт РМ сократился на треть.
 
Убытки для Приднестровья
 
Евроассоциация Молдовы очень больно ударит по экономике Приднестровья: выпуск приднестровской продукции может сократиться на 39%, экспорт — на 65%, внешнеторговый оборот — на 57%, налоговые поступления в бюджет — на 36%, а ВВП республики — на 23%.
 
По условиям заключённого в 1997 году меморандума ПМР имеет право вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. В 2001 году Молдова начала блокаду Приднестровья, однако тогда её не поддержала Украина. После победы оранжевой «революции» Кишинёв навёл мосты с Киевом и договорился о блокаде ПМР, которую с украинской стороны поддержал Пётр Порошенко.
 
В итоге в 2006 году приднестровским товаропроизводителям пришлось получить временную, а затем и постоянную регистрацию в Молдове. Тогда же Брюссель в одностороннем порядке предоставил Тирасполю преференции в торговле, переориентировав экспорт ПМР с России на ЕС. Таким образом, ЕС привязал к себе Тирасполь. Ключевая проблема — продолжение действий преференций, которые предоставлены до конца 2015 года, после чего Тирасполю придётся договариваться с Брюсселем, который, судя по последним действиям, на диалог не настроен.
 
Теперь же, в связи со скоропостижной евроассоциацией Кишинёва и его абсолютной недоговороспособностью на повестку дня выходит вопрос прорыва блокады ПМР и снятия введённых Молдавией торговых ограничений.
 
ПМР оказывается между молотом и наковальней — Киевом и Кишинёвом, — которые в равной степени являются русофобскими. При этом рычагов влияния у Москвы на Украину практически нет, а инструментарий принуждения Молдовы к хорошему поведению также крайне ограничен. Недавнее достижение договорённости по газу выбивает из рук Кремля ещё один инструмент, которым можно было бы заставить Кишинёв ослабить торговую удавку на шее Приднестровья.
 
Единственным легальным способом разрешения приднестровской проблемы является попытка сменить элиты Молдовы в ходе парламентских выборов. Впрочем, нет никаких гарантий, что это получится и итогами выборов, на которых победу должны одержать оппозиционеры, удастся воспользоваться.
 
В противном случае Приднестровью грозит полная блокада и попытка уничтожения со стороны альянса Бухареста, Кишинёва и Брюсселя, к которым присоединится Киев и курирующая его Варшава.
 
Что дальше: сценарии развития
 
Надежда России на смену политических элит по итогам парламентских выборов в Молдове может не оправдаться. Глупо надеяться на то, что прогнув как политиков, так и молдавский олигархат, Бухарест и Брюссель не озаботились бы подготовкой контрмер, призванных не допустить победы социалистов и коммунистов на выборах.
 
Во-первых, либералы и либерал-демократы обладают полной и безоговорочной поддержкой Румынии. Во-вторых, по своей природе Компартия Молдовы (КПМ) тождественна украинской Партии Регионов и долгие годы проводила румыноунионистскую политику. В-третьих, молдавское общество и властная вертикаль предельно насыщены различными некоммерческими организациями, однажды уже реализовавшими в Кишинёве кирпичный переворот, сбросивший КПМ. Если коммунисты во главе с Ворониным не смогли удержать власть в 2009-м, то после текущих парламентских выборов тем более не смогут удержаться у власти.
 
В Молдове уже сформирован аналог украинского Правого Сектора, который был натренирован украинскими майданным деятелями и инструкторами. Избрание Клауса Йоханнеса, немца по национальности, президентом Румынии не изменит политику Бухареста, так как он обещает быть «президентом для румын» и стратегическим партнёром США, да и официальный Кишинёв отнюдь не против объединения.
 
Несомненно, данные группы являются румыноунионистскими и завязаны как на Бухарест, так и Вашингтон, курирующие их.
 
Потому вероятность повторения в Молдове очередной цветной революции, призванной вырвать победу из рук коммунистов и социалистов, крайне высока. Впрочем, не стоит недооценивать возможности по фальсификациям и расколу сформированной по итогам выборов коалиции.
 
Стало быть, надёжность элитарного способа воздействия на политику Молдовы крайне невысока, а потому можно выделить три сценария развития ассоциировавшейся Молдовы:
 
   1. Утопичный. Победа коммунистов и социалистов, формирование ими коалиции и разворот политики Молдовы на 180 градусов.
   2. Реалистичный. Выборы ничего не решат, политика РМ остаётся неизменной:
       a. Переворот: у оппозиции вырывают победу в ходе революции, и начинается процесс дезинтеграции Молдовы через гражданскую войну, от которой отпадают ориентированные на РФ регионы (Гагаузия, Тараклия, Бельцы). Хаос перебрасывается на Одесскую область Украины, что приводит к переконфигурации Бессарабии.
       b. Либералы сохраняют власть. Молдова деградирует, архаизируется и интегрируется в Румынию на правах территории. Приднестровье оказывается зажатым между Украиной и Румынией, после чего, ослабнув, становится добычей Бухареста.
 
Какой из вышеописанных сценариев станет реальным — будет понятно в скором времени, однако то, что ближайшие полгода-год окажутся для Молдовы решающими, — очевидно. Процессы, которые могут быть запущены в республике, способны привести к отрыву её от Румынии и постепенному сворачиванию румыноунионистского курса. В противном случае Молдова на долгое время станет частью Румынии, которой удастся реализовать свою вековую мечту, и на этом она явно не остановится.
 
Источник: www.odnako.org