Точка опоры. О роли Приднестровья после вильнюсской «разморозки»

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 241

Медиа

11.12.13

Из выступления заместителя министра иностранных дел ПМР И.П. Шорникова на конференции «Приднестровский конфликт: мифы и реальность, пути преодоления» (г. Москва, 27 ноября 2013 г.)

О Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» в экспертном сообществе говорят как о событии способном стать «точкой невозврата» для процессов консолидации Русского мира. Очевидно, что единственный реальный смысл участия в программе «Восточного партнерства» Украины, Молдовы и других государств – не допустить их к участию в объединительных процессах вокруг России, в интеграции евразийского пространства.

Приднестровье в силу своего положения оказалось заложником ситуации. В отличие от соседних государств приднестровский народ и элиту не раздирают противоречия: куда идти – на восток или на запад. В 2006 году на всенародном референдуме был подтвержден внешнеполитический курс Приднестровья – на независимость с последующим свободным присоединением к Российской Федерации. Год назад этот курс был закреплен в Концепции внешней политики ПМР – евразийская интеграция была объявлена основным приоритетом внешней политики республики. Все это время приднестровцы призывают и руководство России и, в особенности, российскую общественность поддержать идею вовлечения ПМР в процессы евразийской интеграции. На наш взгляд, сейчас появляется  благоприятная возможность воспользоваться совпадением ряда внешнеполитических факторов для того, чтобы актуализировать вопрос признания независимости Приднестровья Российской Федерацией.

О Приднестровье принято говорить как о застарелом «замороженном конфликте» и как об очаге нестабильности. Позволю себе оспорить этот давно утвердившийся штамп. Дело в том, что в замороженном состоянии уже два десятилетия пребывает не столько конфликт между Молдовой и Приднестровьем, сколько геополитическая ситуация вокруг ПМР. Пророссийское Приднестровье расположено между Молдовой и Украиной, которые пытались строить независимые государственности в отрыве от России. Это было возможным лишь по той причине, что элиты этих государств во многом управляемы извне. Все это время Украину и Молдову пытаются втянуть в иное геополитическое пространство, а Приднестровье стремится сохранить себя как часть Большой России. Вероятно, в этом кроется разгадка многолетней неразрешенности молдо-приднестровского конфликта.

Молдова и Украина обрели свою современную государственность в рамках Советского Союза, который сегодня вполне можно называть «евразийским проектом». Нам представляется, что эти государственности имеют смысл и способны на развитие только в рамках евразийской парадигмы. В ином геополитическом пространстве они потерпят крах. Весь процесс подготовки ассоциации Молдовы и Украины с ЕС явно демонстрирует разрушительный для них потенциал вовлечения в орбиту чуждой цивилизации. Сейчас, мы становимся свидетелями процесса «разморозки» геополитической ситуации вокруг Приднестровья. Одной из целей нынешней «разморозки» является потопление «евразийского острова», которым является Приднестровье.

Попытки ликвидировать досадную помеху в виде непризнанного государства, безопасность которого гарантирована российскими миротворцами, предпринимались атлантистами и ранее. Наиболее заметными эти усилия были в 1992, в 2001 и в 2006 годах. Но системность этот процесс приобрел в  2008 году, с запуском программы «Восточного партнерства», предполагающей политическую и экономическую переориентацию ряда стран, в том числе Украины и Молдовы, в сторону Евросоюза. К тому моменту Брюссель уже располагал определенными рычагами в регионе. С 2005 года ЕС и США пользуются статусом наблюдателей в переговорах между Молдовой и Приднестровьем. В том же году на границе между Украиной, Приднестровьем и Молдовой начала действовать мониторинговая миссия ЕС по приграничной помощи (EUBAM).

Застолбив за собой таким образом поле для маневра и обладая большими возможностями для манипулирования элитами и гражданским обществом в этих государствах, Брюссель приступил к переформатированию этой части евразийского пространства. В 2009 изменился политический режим в Молдове, к власти пришел Альянс «За европейскую интеграцию». Не особо обращая внимание на мнение населения, этот Альянс открыто и последовательно проводит проевропейскую политику, которая грозит превратить Молдову в румынскую провинцию. Курс на евроинтеграцию остается официальным и для Киева. Но этот курс не поддерживается на востоке и юге страны, что, по мнению многих наблюдателей, угрожает распадом государства.

Очевидно, что в этой ситуации с мнением народа Приднестровья Брюссель считаться не собирается. Впрочем, своего слова пока не сказала Россия. Так или иначе ситуация пришла в движение и теперь она будет развиваться по своей формуле. В этой формуле, если мы перейдем на язык математики, есть свои «неизвестные» и «переменные», а есть «константы». Одной из таких «констант» является воля народа Приднестровья к независимости и интеграции с Россией. Представляется, что этот фактор обязательно сыграет свою роль в определении будущего всего региона. По мнению многих экспертов то, что сейчас будет происходить в социально-экономической сфере Украины и Молдовы, не будет способствовать региональной стабильности. В этой ситуации Приднестровье может оказаться той точкой опоры, с помощью которой Россия сможет изменить геополитический расклад в свою пользу.

Всюду на евразийском континенте, куда проникают атлантисты, несущие западные ценности и идеологию либерализма, мы наблюдаем конфликты и дестабилизацию. Россия, напротив, является одним из важнейших экспортеров стабильности в Евразии. Процветающее евразийское Приднестровье, обязанное своим развитием процессам интеграции с Россией, может стать показательным примером для своих соседей, избирающих положение колоний ЕС. Для этого достаточно лишь обеспечить приднестровским предприятиям возможность работать на рынке Таможенного союза по тем же правилам, по которым работают предприятия России, Беларуси, Казахстана. Тем самым, из очага напряженности, которым считают республику, Приднестровье с помощью России может стать транслятором стабильности в регионе.

Следствием вильнюсской «разморозки» могут стать существенные подвижки в развитии вопросов молдо-приднестровских отношений – от новой экономической блокады до признания республики. Но окончательно  конфликт будет разрешен только тогда, когда развитие Украины и Молдовы войдет в свое естественное русло – когда независимое Приднестровье вместе с этими постсоветскими государствами окажется в едином социо-культурном и политико-экономическом пространстве с Россией. Евразийская интеграция дает такой шанс.