Воссоединение с Россией, как политический императив Приднестровья

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 257
26.12.13

Безусловно,  у всех приднестровцев  есть весомые морально-политические основания утверждать, что все 23 года существования Приднестровской Молдавской Республики ее народ, как, впрочем, и политические власти не изменяли своей изначальной выстраданной идее-мечте – жить и трудиться в территориальных границах духовно-культурного пространства своей большой Родины, в составе  России. Очень важно пояснить, что данная мечта вовсе не является только мечтой, скажем так,  в субъектно- фантастическом восприятии. Она имеет, по нашему мнению, вполне осязаемые политико-правовые и ментально-цивилизационные основания для того, чтобы  в ближайшей перспективе  из мечты превратиться в жизненную реальность.

В этой связи, нам хотелось бы напомнить, что  в экстремальных политических условиях конца 80-х –начала 90-х годов прошлого столетия, когда во многих уголках тогдашнего Советского Союза можно было наблюдать интенсивные государственно - разрушительные процессы, сопровождаемые галопирующими центробежными тенденциями, когда на волнах, так называемых, национальных суверенитетов грубейшим образом нарушалась Конституция государства, когда одна за другой республики, в том числе и Молдавия, преступно покидали  Советский Союз, игнорируя правовые нормы и процедуры, содержащиеся в принятом в апреле 1990 года Законе о выходе союзной республики из состава СССР - население Приднестровья, его народ делал все для того, чтобы сохранить себя в рамках тогдашнего единого государства, которое он воспринимал как свою единственную Родину.

Когда же стало очевидным, что  в результате действий деструктивно-агрессивного субъективного фактора не удастся сохранить территориальную целостность страны - СССР, как и саму страну в качестве единого интернационального сообщества, а  Молдова (тогдашняя Молдавская ССР) превратилась в очаг ксенофобии и национализма и находится в двух шагах от поглощения ее Румынией, население  Приднестровья было вынуждено защититься от  возникшей угрозы, создав собственную  государственность в составе СССР. Сделано это было,  в первую очередь, для защиты здесь, на этой территории Русского мира, русского языка,  российской идентичности и духовности. С тем, чтобы в последующем, в случае появления  благоприятных политических условий,  инициировать процедуру вхождения  Приднестровья в состав своей большой Родины – России.

Поэтому, когда в марте 1991 году на территории, уже  достаточно разбалансированного Советского Союза состоялся референдум по вопросу сохранения СССР, абсолютное большинство приднестровцев  приняло в нем участие и сказало «да» его существованию (в то время как на территории Молдовы ее властями референдум был запрещен).

Участие приднестровцев в референдуме явилось очередным подтверждением того,  каковы их истинные ценности и геополитические приоритеты. С тех пор, не раз и не два, приднестровцы и их политические  власти публично, как на официальном уровне, так  и в рамках гражданского взаимодействия, подтверждали свой цивилизационный и геополитический выбор. А именно:  вхождение в состав России, которая стала правопреемницей Советского Союза, воссоединение с ней в качестве ее имманентной части.

Во многом, именно этим можно объяснить то, что  когда в 2005 году власти Молдовы во главе с президентом Владимиром Ворониным, предприняли ряд деструктивных шагов, грозящих населению Приднестровья навсегда остаться в молдавско-румынском националистическом гетто, в Приднестровье  в 2006 году был инициирован  всенародный референдум, на котором более 97% приднестровцев высказалось за вхождение в перспективе в территориально-государственное пространство Российской Федерации.  Результаты этого судьбоносного референдума стали  как правовой основой, так и политическим императивом для реализации  властями Республики четко выраженной воли населения Приднестровья. Более того, именно они стали стержневой скрепой инициативы президента Евгения Шевчука по переходу ПМР на законодательство России в течение 3-х летнего переходного периода и с учетом позиционирования Приднестровья в качестве будущего субъекта (республики) Российской Федерации.

Разумеется, руководство и экспертное сообщество Приднестровья, заинтересованные в знании истинного общественного состояния, в выявлении жизнеутверждающих приднестровских ценностей весь восьмилетний период после референдума осуществляли мониторинг общественного мнения приднестровцев. И всякий раз мониторинг подтверждал сохранение, в качестве главного гражданского и геополитического интереса  населения, – воссоединение с Россией. Данные  самого последнего социологического исследования, проведенного Центром Социальных и политических исследований «Перспектива» и НИЛ «Социология» ПГУ им. Т.Г. Шевченко в ноябре нынешнего года, это убедительно подтвердили, продемонстрировав, что воссоединение с Россией большинством населения Приднестровья воспринимается в качестве своеобразной национальной идеи.

Поэтому, вне всякого сомнения, выдвинутая инициатива президента Евгения Шевчука имеет абсолютную поддержку приднестровского населения, и  выразим надежду и уверенность – всего политического класса.

Более того, на наш взгляд, с правовой точки зрения, Приднестровье вполне может считаться правопреемником Советского Союза вместе с Россией, поскольку оно, как мы уже отмечали,  не выходило из его состава, а самоопределилось  внутри него. Это означает, что фактически после его распада на постсоветском пространстве сформировалось два новых, так сказать, наследуемых  русско-российских государства: Российская Федерация и, пусть пока непризнанная, но вполне состоявшаяся  как государство - Приднестровская Молдавская Республика. В силу чего, более чем убедительно  выглядит нынешняя инициатива Президента -  восстановить единство этих двух правопреемников в политико-пространственных параметрах современной России.

Все же возможные сомнения, возражения и оговорки по данной проблеме, как со стороны ряда политических сил республики, так и отдельных акторов, разумеется,  могут и должны быть серьезно рассмотрены и проанализированы, но не должны стать препятствием в практической реализации законодательной инициативы Президента Приднестровья. Если народ Приднестровья действительно хочет воссоединения с Россией, а мы убедились, что это именно так, то рано или поздно приходит  время реализации всенародной воли. Мы также убеждены в том, что Верховный Совет Республики, исходя из своей функции – служения приднестровскому народу, безусловно,  поддержит данный законопроект Президента и использует все свои профессиональные компетенции  и умения для его возможной текстуально-правовой поддержки и принятия в качестве закона.

Разумеется, для последующего претворения данного законопроекта в жизнь, должен быть создан  эффективный  механизм и определены соответствующие временные этапы его  реализации. А это, в свою очередь, потребует, как  от представителей исполнительной и законодательной власти, так и экспертного сообщества Приднестровья, максимального взаимопонимания   и ответственности за претворения в жизнь жизнеутверждающего наказа приднестровского народа.

Уважаемые коллеги! Все Вы прекрасно знаете, что в политике огромную роль играет, так называемое, «чувство времени» или временной фактор. Очень часто политика государства терпела поражение, оказывалась неэффективной в силу неумения властей определить своевременность того или иного политического действия или шага. В данном контексте, именно сегодня, на наш взгляд, сложились наиболее благоприятные как объективные, так и субъективные  предпосылки и условия  для выдвижения обозначенной инициативы Президента ПМР и претворения в жизнь результатов референдума 2006 года, в том числе и с учетом геополитического фактора.

Речь идет о том, что в условиях стремительного геополитического ухода Молдовы на Еврозапад после Вильнюсского саммита и  начавшегося ее перехода на законодательство Евросоюза, в перспективе,  скорее всего, ее окончательного цивилизационно-политического отрыва от российского политического пространства,  у России появляются дополнительные основания для защиты в Приднестровье своих соотечественников, коими,  является практически все население Республики и  более  двухсот тысяч граждан России, а также, защите  здесь, на исконно русской земле, своих национальных интересов, которые, кстати говоря, являются, в  том числе, и национальными интересами Приднестровья. С учетом этих факторов, инициатива Президента Евгения Шевчука, по нашему глубокому убеждению, должна найти не просто понимание, но и всяческую поддержку со стороны российского общественного мнения и политического руководства страны. 

(Выступление на межд. круглом столе, Тирасполь, 24 декабря 2013 г.)