Выступление заместителя министра иностранных дел ПМР на площадке проекта Фонда Горчакова "Диалог во имя будущего"

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 203
13.12.15

Уважаемые коллеги! Рад всех приветствовать на проекте «Диалог во имя будущего», организованном нашими друзьями из Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.

Считаю текущую дискуссию относительно зон нестабильности на Востоке (как потенциальных, так и вполне реальных, сформировавшихся, точнее, сконструированных) к западу от границ Российской Федерации своевременной и оправданной. Необходимо отметить в этой связи, что геополитическая и геоэкономическая экспансия Европейского союза нацелена в том числе на трансформацию Украины и Республики Молдова в переферийные лимитрофные территории, дееспособные разве что в части существования в качестве рынка для европейской продукции и поставщика дешёвой, квалифицированной и вполне «христианской» рабочей силы даже не для Евросоюза, но для формирующейся Трансатлантической зоны свободной торговли. Кроме того, общее обнищание народов этих государств создаёт платформу для эффективного политического контроля, и забавно освещённый в СМИ визит Джо Байдена в Украину в этом смысле является лишь отдельным и даже не самым «выпуклым» примером.

С точки зрения классической геополитики, существование неких белых пятен на карте насильно лимитрофизируемой Восточной Европы непозволительно для западных центров влияния, поскольку препятствует конструированию полноценного ансамбля управляемого хаоса в указанном макропространстве. Создаётся своеобразный конгломерат бедности, отсталости и безнадёжности, единственным предназначением которого является экспорт этих феноменов, их экстраполяция на соседние территории. Сконструированная западными государствами и по сути поддержанная некоторыми национальными политическими элитами синергия нестабильности, к сожалению, имеет место в регионе Украины, Республики Молдова и Приднестровья. Сегодня Республика Молдова и Украина совместно различными методами стремятся давить на Приднестровье. Эти страны, а вернее, их политические элиты тесно сплелись в намерении наказать Приднестровье за подчёркнуто социальную направленность государственности, за транспарентный пророссийский и проевразийский внешнеполитический и внешнеэкономический выбор. Синхронизация молдавско-украинской политики против Приднестровья настолько плотная и очевидная, что возникает подозрение, что выкранный в Молдове миллиард евро был передан Украине в качестве подкупа.

Вооружённые силы Украины, Национальная гвардия, подразделения Правого сектора дислоцированы на самой линии соприкосновения с Приднестровьем. Войска Республики Молдова совместно со странами НАТО проводят воинские учения в Зоне безопасности приднестровского конфликта, что нарушает многочисленные договорённости переговорного процесса, включая подписанные на самом высоком уровне. Чтобы было понятно, расстояние от молдавского населённого пункта, где проводятся учения, такое, что если там кто-то чихает, из Приднестровья говорят «Будь здоров!», и в этот район РМ подтягивает 150 военнослужащих США и 15 военных из Румынии, там проводят артподготовку.

Массив дискриминационных шагов Молдовы и Украины против Приднестровья является беспрецедентно обширным. Сегодня Молдова или совместно РМ и Украина организовали антиприднестровские меры в области безопасности, экспортно-импортной деятельности, двустороннего экономического взаимодействия, свободы передвижения граждан, ограничения дипломатических, научно-экспертных, академических и культурных контактов. Против Приднестровья развязана информационная война, частично блокировано, затруднено или искусственно перенаправлено движение автотранспортных средств, грузовое железнодорожное сообщение, не удаётся наладить взаимодействие в сфере авиасообщения и речного судоходства.  

4 ноября 2015 года таможенные и пограничные ведомства Республики Молдова и Украины на площадке Миссии Европейского союза по приграничной помощи подписали документы, предусматривающие установление буквально с начала следующего года совместного контроля на территории Украины вблизи государственной границы Приднестровья. Данные планы, в случае их реализации, грозят «отправить в ночь» не только приднестровскую экономику, но и весь процесс урегулирования, обнулив его до предвоенного состояния 1990-х годов. Блокада приднестровского экспорта будет дополнена новыми ограничениями в области импорта, сложности возникнут и в части свободы передвижения граждан, циркуляции автотранспортных средств. Ежегодные потери для приднестровского бюджета даже в самом щадящем режиме функционирования проекта совместного контроля могут составить десятки миллионов долларов США ежегодно. Политическая власть Республики Молдова, не имея сколь-либо проработанной концепции молдавско-приднестровского урегулирования, могущей удовлетворять хотя бы большинство внутримолдавских стэйкхолдеров, использует т.н. «тактику выжженной земли». Цель этих действий – получить приднестровскую территорию и активы без населения, в том числе, чтобы ни в коем случае не спровоцировать переформатирование молдавского электорального поля. Поэтому хочется выразить мнение о том, что для Российской Федерации, для ЕАЭС и ОДКБ объективное существование независимого и субъектного Приднестровья, в котором: действует уникальная по степени общественной поддержки и легитимности трёхсторонняя миротворческая операция при лидирующей роли Российской Федерации; дислоцирована Оперативная группа российских войск; не воруют миллиард евро, а пенсии существенно превышают прожиточный минимум; нет инфляции, а курс национальной валюты находится в коридоре 11-11.15 приднестровских рублей за 1 доллар США на протяжении 4.5 лет; не случалось и не планируется цветных революций и прочих антигосударственных выступлений; не ущемляются права ни одной национальности и создано общество абсолютного этнического согласия и комплементарности, – так вот, существование такого Приднестровья является жизненной необходимостью, которую важно осознавать и принимать.

Приднестровье – это атлант, который в последние несколько лет благодаря существенной целевой помощи России практически на своих плечах удерживают стабильность хрупкой и постоянно расшатываемой искусственно архитектуры стабильности и безопасности во всём макрорегионе. Пользуясь случаем, хочу призвать все прогрессивные, конструктивные силы в России, ЕАЭС, ОДКБ, на Балканском полуострове, в гражданском обществе Республики Молдова и Украины поддержать Приднестровье, сотрудничать, торговать с Приднестровьем, способствуя  тем самым восстановлению стабильности  и контролируемости ситуации.