Евразийский многоугольник: Европа – Россия – Монголия – Китай – Индия – Корея

Ваша оценка

Всего голосов: 329

Медиа

Единая колея до Братиславы и Вены позволит соединить железнодорожную систему Центральной Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона посредством Транссибирской магистрали. По оценкам экспертов, результатом реализации данного проекта станет повышение глобальной конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с морскими маршрутами через Суэцкий канал и привлечение новых грузопотоков, в первую очередь контейнерных.

Монгольские железные дороги: стратегия развития
3 сентября в Улан-Баторе в присутствии президентов России и Монголии состоялось подписание соглашения между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги (УБЖД).

Акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» было создано 65 лет назад в 1949 году на основе соглашения между правительствами СССР и Монгольской Народной Республики с равным распределением долей в уставном капитале общества. В 2009 году ОАО «РЖД» получило в управление 50% акций УБЖД.

Улан-Баторская железная дорога играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 60% грузовых перевозок страны. Протяженность Улан-Баторской железной дороги составляет 1815 км, в компании работает около 16 тыс. человек.

Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает важную геостратегическую роль УБЖД в обеспечении транспортно-экономических связей, в частности, с Китаем.

Объемы перевозок грузов по Улан-Баторской железной дороге в 2013 году достигли исторически максимального уровня – 21 млн тонн.

Президент РЖД Владимир Якунин подчеркивает неизменность курса на развитие УБЖД. Благодаря совместным усилиям сторон она выведена на безубыточный уровень, проведена модернизация и замена всего локомотивного парка.

Цель подписанного соглашения – стратегическое развитие УБЖД для обеспечения роста экспортного и транзитного грузопотоков и укрепления ее роли в евроазиатской транспортно-логистической системе.

В числе основных проектов рассматриваются следующие: на центральном направлении – модернизация и развитие участка Сухэ-Батор – Сайншанд – Замын-Уд (1100 км), включая электрификацию и/или строительство второго пути; на северном направлении – строительство железнодорожного пути Эрдэнэт – Овот (545 км) с учетом перспектив развития горнодобывающей промышленности северо-западной Монголии, а также строительство линии Овот – Арц сурь (215 км) с возможностью выхода на Россию и примыкания к направлению Кызыл – Курагино; на западе – развитие железнодорожной линии, соединяющей Россию и Китай через Монголию для транзитных перевозок из России в направлении КНР, Индии, Пакистана и других стран региона; на восточном направлении планируется определить возможность использования железнодорожного участка Чойбалсан – Эрэнцав (239 км) с перспективой транзита в направлении Хут – Бичигт.

Соглашение отражает также заинтересованность сторон в совместном с китайской стороной наращивании объемов перевозок из России в Китай и в обратном направлении через сеть УБЖД, что подразумевает в том числе разработку конкурентоспособных тарифных и технологических условий для таких перевозок.

– В ближайшие пять лет мы модернизируем железную дорогу в Монголии, скорость перевозок должна увеличиться, в два раза вырастет грузооборот, – считает вице-президент РЖД Вадим Морозов. – Мы должны развивать это направление, потому как кратчайший путь из Европы в Китай – по железной дороге через Монголию. И существует огромный интерес к доставке грузов этим путем.

Развитие дальнейших отношений с Монголией – стратегический проект России. Особенно учитывая то, что в этой стране уже активно действуют американские, китайские, японские и корейские компании.

Северная логистическая система
Одной из самых актуальных задач является масштабная модернизация Улан-Баторской железной дороги. На паритетной основе было создано совместное российско-монгольское предприятие КОО «Развитие инфраструктуры». Его цель – модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры Монголии и строительство ветки Таван Толгой – Сайншанд. Планируемый объем перевозок составляет 44 млн тонн к 2020 году, где больше 60% прогнозного увеличения объема перевозок обусловлено ростом объема перевозок угля, в том числе за счет разработки месторождения Таван Толгой.

По словам Вадима Морозова, для переключения части перспективного транзитного грузопотока на УБЖД необходимо ускоренное проведение модернизации магистрали и обеспечения перевозок в рамках так называемой Северной логистической системы. Она должна объединить транспортные системы России, Монголии и Китая и предполагает развитие транспортного коридора Улан-Удэ – Наушки – Эрлянь – Цзинин.

В настоящее время прорабатываются вопросы определения грузовой базы Северной логистической системы. По предварительным оценкам китайских экспертов, она может составить около 100 млн тонн в год. ОАО «РЖД» уже сейчас оценивает реальную грузовую базу транзитных перевозок российского угля и железной руды, тяготеющей к северным и центральным районам Китая, в размере 10 млн тонн. Основными грузоотправителями могут стать крупные горнодобывающие и обогатительные комбинаты Западной Сибири и Дальнего Востока.

Южный коридор Транссиба: РФ – Монголия – Китай
Взаимодействие России, Китая и Монголии осуществляется достаточно тесно. Этим летом был подписан Международный протокол об организации железнодорожных перевозок по итогам работ трехстороннего совещания пограничных железнодорожных комиссий России, Китая и Монголии.

«Удалось решить вопросы, которые помогут увеличить грузооборот между Россией и Китаем, что, в свою очередь, будет способствовать росту экономики стран», – заявил начальник Хух-Хотской железной дороги (КНР) Фэй Дунбинь. Железнодорожная магистраль Монголии находится в транспортном коридоре между Россией и Китаем. Ее начальник Гомбосурэн Сэрээнэндорж также выразил заинтересованность в увеличении транзитных перевозок.

Руководители пограничных железных дорог, в частности, согласовали условия для осуществления беспрепятственных перевозок металлической руды по маршруту Россия – Монголия – Китай. «Прием вагонов с металлической рудой и лесными грузами на станцию Эрлянь (КНР) согласован с загрузкой вагонов до их полной грузоподъемности », – отмечается в материалах ВСЖД.

В этом же году на Петербургском международном экономическом форуме Минэкономразвития и Минфин подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования проекта железной дороги Кызыл (Тува) – Курагино (Красноярский край), 415 км, из Фонда национального благосостояния (ФНБ) России.

Этот проект позволит не только осваивать разнообразные природные ресурсы Южной Сибири, но и «выведет» Транссибирскую магистраль по новому маршруту в Монголию и Китай.

Строить эту артерию и разрабатывать примыкающее к ней крупное месторождение угля будут с применением механизма софинансирования на принципах ГЧП. Точнее, сооружение магистрали будут финансировать из ФНБ, трех банков и частных источников. Инвестиционный расклад такой: ФНБ выделяет 86 млрд руб., еще 54 млрд – это частные инвестиции и 76 млрд – банковские средства. Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк на основе принципов ГЧП намерены софинансировать реализацию этого транспортного проекта и освоение Элегестского угольного месторождения. Планируется, что эти средства осенью 2014 года. Максимальный временной диапазон возвратности инвестиций определен в 20 лет, а окупаемость этих взаимосвязанных проектов оценивается в 10-12 лет.

Магистраль не только ускорит освоение природно-ресурсной базы юга Красноярского края и Республики Тыва, но также повысит конкурентоспособность Транссиба на евроазиатском рынке транзитных услуг.

После 2018 года эту железную дорогу намечено довести через Западную Монголию в Северо-Западный Китай. Тогда протяженность новой трансазиатской артерии превысит 800 км.

По экспертным расчетам, благодаря этой магистрали совокупное промышленное производство в примыкающем регионе РФ и его экспорт увеличатся минимум вдвое. А выработка электроэнергии в том же регионе возрастет самое меньшее в полтора раза, поскольку магистраль позволит осваивать крупные запасы угля, лесного, химического и энергосырья, включая колоссальные ресурсы гидроэнергии, расположенные вблизи магистрали.

Эта дорога – через Туву в Западную Монголию и Китай – поможет российскому бизнесу укрепить позиции на азиатском рынке товаров и услуг. И, конечно, новая артерия ускорит развитие экономических связей между РФ, Монголией и КНР.

Индия и Тихий океан на горизонте
Также с помощью Южного коридора Транссиба появляется возможность привлечь на магистраль не меньше 15% объема грузового транзита между Европой и тихоокеанскими странами, пока следующего в обход РФ. От Кызыла дорога через Западную Монголию пойдет в Китай, а оттуда открываются направления в любую сторону – в Индию, в Пакистан, другие страны региона.

4 и 5 сентября президент РЖД Владимир Якунин принял участие в пленарном заседании Международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам» (КСТП), который проходил в Екатеринбурге.

На заседании рассматривались вопросы функционирования транспортного коридора «Восток – Запад», обсуждались перспективы дальнейшей гармонизации правового регулирования международных перевозок грузов и возможные меры по повышению эффективности контейнерных перевозок между странами Европы, Балтии, Центральной Азии и АТР с использованием Транссибирской магистрали в условиях глобальной конкуренции.

Открывая заседание, Владимир Якунин подчеркнул, что проект развития железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба является ключевым в плане долгосрочного развития экономики страны, поскольку его реализация не только позволит крупнейшим российским компаниям ежегодно вывозить дополнительный объем грузов, но и будет способствовать развитию промышленных предприятий регионов, созданию рабочих мест, формированию необходимых экономических условий для эффективного и устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока.

Важнейшая задача Российских железных дорог на ближайшие годы – снятие инфраструктурных ограничений при осуществлении перевозок грузов по Транссибирской магистрали. В настоящее время значительная часть участков магистрали загружена на уровне более 75% пропускной способности, что не дает возможности нарастить объемы перевозок, в т. ч. транзитных контейнеров.

По мнению президента ОАО «РЖД», транспортные коридоры должны стать одним из катализаторов неизбежного процесса экономического сближения и международной интеграции государств Евразии, а создание устойчивых логистических цепочек доставки грузов между Европой и Азией с использованием Транссиба стратегически выгодно как России, так и всем странам континента.

Для обеспечения прогнозируемых объемов грузов ОАО «РЖД» начало реализацию комплекса первоочередных мероприятий по развитию инфраструктуры БАМа, основного маршрута Транссиба, а также его ответвлений.

Так, в этом году был реализован проект по соединению Транссибирской и Транскорейской магистралей за счет реконструкции железнодорожного участка Хасан (Россия) – Раджин (КНДР) и строительства универсального грузового терминала. В перспективе данный проект позволит обеспечить прямое железнодорожное сообщение между странами Европы с Республикой Корея и значительно повысить привлекательность железнодорожной перевозки южнокорейских контейнерных грузов.

Компания продолжает работать над проектом создания нового евразийского транспортного коридора. При этом наиболее перспективными для привлечения к перевозкам по Транссибу являются грузы северных и северо-восточных районов Китая, Республики Корея и Японии.

При этом Владимир Якунин отметил, что рост общего евроазиатского грузопотока на один процент позволяет увеличить доходы от перевозок примерно на 5 миллиардов долларов.

Наблюдается устойчивая тенденция роста объемов перевозок контейнерных грузов по Транссибу. Так, по итогам первой половины текущего года общий объем перевозок контейнерных грузов вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Объем транзита за 6 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 22%.

Контейнерные сервисы являются одним из гибких инструментов, позволяющих формировать логистические цепочки, отвечающие требованиям различных компаний – как товаропроизводителей, так и ретейлеров. Так, в настоящее время при поддержке КСТП организован целый ряд контейнерных сервисов в сообщении Китай – Европа, страны Балтии – Центральная Азия, реализуются новые проекты в рамках программы «Транссиб за 7 суток».

 

 

Источник: eurasianinfoleague.com