Черная метка для Кипра

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 272

Медиа

26.03.13

В череде постоянных сообщений о новых очагах нестабильности в Еврозоне ситуация с Кипром стоит на особом месте. Безусловно, основная причина повышенного интереса мировой общественности к состоянию финансовой системы островного государства кроется в «болезненности» вопроса – Кипр занимает, или, по крайней мере, занимал одну из высших позиций в рейтинге оффшорных зон. Предложенная Евросоюзом мера спасения государства от банкротства – установление единовременного налогового вычета по вкладам (а именно это было заявлено ЕС как обязательное условие для получения финансовой помощи) – в случае принятия ударила бы по депозитам самой разной принадлежности и происхождения.

В таком контексте, а также с позиций резонного понимания Европейского Союза как в первую очередь «сообщества», позиция руководства ЕС по отношению к Кипру весьма обескураживает. Если требования ввести политику «жесткой экономии», предположим, к Греции или Испании в известной мере можно оправдать нежеланием флагманов ЕС тянуть «навязчиво» депрессивные экономики, то жесткие требования по отношению к Кипру именно в области финансовой системы грозят не только привычными акциями протеста, но и переориентированием потоков капитала в Еврозоне. Кроме того, уже сейчас ситуация может неминуемо обернуться для острова так называемым «бунтом вкладчиков» и колоссальным падением рейтинга среди других оффшорных зон. Как бы ни были наивны категории морали применительно к политике, такая позиция Евросоюза по отношению к члену сообщества выглядит банальным предательством. Вполне объяснимо в этой связи нежелание членов ЕС брать на себя ответственность и за авторство идеи, и за поспешность ее реализации.

Кипр был избран наиболее выигрышным «балластом» – страной, расшатать которую можно с наибольшей выгодой для остальных.

Положение вещей наводит на мысль о сознательном ударе по Кипру и его молниеносности как необходимом условии достижения желаемого эффекта. Небезосновательно считать, что в стратегическом плане руководство ЕС рассматривает укрепление стабильных экономик во «внутреннем периметре» Союза не менее важным, чем спасение кризисных. Таким образом, Кипр был избран наиболее выигрышным «балластом» – страной, расшатать которую можно с наибольшей выгодой для остальных.

При самом беглом рассмотрении вопроса бросается в глаза непосредственная близость от Кипра в рейтинге оффшоров Швейцарии, Нидерландов, Люксембурга, Гибралтара, о. Мэн и собственно Великобритании. Получается, что упомянутая выше переориентация финансовых потоков посредством обвала рейтинга Кипра – не столько последствие, сколько смысл рассматриваемых событий. Особенно примечателен тот факт, что, во-первых, президент республики Никос Анастасиадис изначально обращал внимание Еврогруппы на то, что парламент не примет введение единовременного налога, а во-вторых, что в течение последних дней руководство ЕС уступило Кипру возможность изменять в законопроектах конкретные ставки налога – главное, чтобы «экспроприация» принесла по итогу 6 млрд. евро. В сухом остатке получается, что по своему замыслу удар был информационным, ориентированным в первую очередь на репутацию страны. Интересно отметить, что весомая доля «островных» оффшоров так или иначе связана с Великобританией: кроме уже помянутых Гибралтара и о. Мэн, это Виргинские, Каймановы острова и т.д. При этом нужно учитывать, что Великобритания решением о референдуме по выходу из ЕС «забронировала» для себя широкое поле для политического торга, так как исход голосования во многом будет определять судьбу еврозоны как таковой.

Снижение котировок на мировых биржах и готовность существенного числа вкладчиков переместить капитал в ту же Швейцарию или Нидерланды стало лишь частью результатов имиджевой атаки на Кипр. Вполне определенно такое желание уже высказали представители российского бизнеса с целью хоть как-то успокоить деловых партнеров (к России ситуация в целом имеет прямое отношение). Кроме того, ряд экспертов прогнозирует грядущий рост нестабильности на фондовых биржах, который при дальнейшей стабилизации обстановки будет означать солидную прибыль для игроков, предугадавших развитие событий (или знавших о нем заранее).

Что касается России, то, по некоторым данным, около трети депозитов в банках Кипра принадлежат ее гражданам.

Что касается России, то, по некоторым данным, около трети депозитов в банках Кипра принадлежат ее гражданам. Неслучайно именно с российской стороны была озвучена наиболее жесткая критика инициативы о единовременном налоге на вклады. На кипрских счетах размещены капиталы крупнейших российских банков и фирм. И нестабильность островного государства гарантированно приведет к перемещению весомой их части опять же в оффшоры континентальной Европы. В числе прочего кредитование Россией экономики Кипра, о котором уже давно ведутся переговоры, в свете происходящего может стать мероприятием с крайне туманными перспективами.

Все вышеперечисленное указывает на то, что управляемый кризис на Кипре направлен против Российской Федерации в степени, соизмеримой c пользой для определенных факторов в Европе. Наиболее вероятно, что проводимые меры направлены против укрепления российского влияния в восточной части СНГ – в Молдове и Украине. Правительственный кризис в РМ остудил оптимизм относительно европейского будущего страны и закономерно может привести к падению доверия к проевропейским партиям и пробудить рост интереса к интеграции Евразийской, чего руководству ЕС допускать нельзя, особенно с учетом Евразийского вектора Приднестровья. В то же время Украина – при декларируемой верности европейским устремлениям – продолжает быть полем борьбы двух внешнеполитических векторов. На фоне готовности России увеличивать экспорт газа через Беларусь в ущерб украинской ГТС и прямых заявлений о невозможности ассоциированного членства Украины в Таможенном Союзе угроза усиления российского влияния в регионе становится для Евросоюза более чем явной.

Таким образом, с уверенностью можно говорить о наличии, по меньшей мере, двух явных целей «обнуления» Кипра: это замыкание каналов движения капитала на континентальной Европе и контратака в сторону России через сферу финансов. Сам же факт того, что партнеры по Евросоюзу хладнокровно вручили Кипру «черную метку» еще раз подтверждает, что в мировой политике, даже с изменением форм и методов ее ведения, цель продолжает оправдывать средства.