Современное Приднестровье: совокупность социообразующих факторов

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 241
12.03.15

Жизнедеятельность любого общества  воспроизводится определенной совокупностью исторически сложившихся социообразующих факторов. Их глубокое знание и четкое каждодневное осознание их влияния на самые разные стороны функционирования социума является залогом успешного общественного и государственного строительства. Четко осознавая эту систему, можно гораздо лучше  понять, какой из данных факторов в какой момент необходимо усилить, чтобы обеспечить обществу достойное энергетическое питание.

Знать свои социообразующие факторы приднестровцам особенно необходимо. Для своего дальнейшего существования и достойного развития республике необходимо выработать и четкого сформулировать собственные идеологические основы. Решить эту задачу можно лишь опираясь на свою социообразующую матрицу, синтезируя ее блоки между собой и воспроизводя таким образом новое духовно-энергетическое знание. 

Постараемся формализовать существующие в обществе социообразующие факторы,  раскрывая их сущностные черты.

Победы в русско-турецких войнах 18 века.

Этот фактор сделал возможным осуществление полноценной  хозяйственной жизнедеятельности в данном регионе и наделил формирующееся население приднестровского края общероссийским патриотизмом особого качества. Не случайно именно в те времена был основан город Тирасполь-сердце сегодняшнего Приднестровья, а образ его основателя – Александра Васильевича Суворова, стал впоследствии государствообразующим символом.

Деятельность казачества. Черноморское казачье войско.

Запорожское казачество облюбовало приднестровский край много столетий назад. Героически сражаясь с турками, оно всесторонне стремилось закрепить за собой земли приднестровского региона. Однако полноценное «оказачивание» края оказалось возможным лишь после его присоединения к Российской империи и формирования Черноморского казачьего войска, в подведомственность которого и отошли указанные земли. Черноморские казаки вписали немало героических страниц служения родине в периоды многочисленных русско-турецких конфликтов XIX века, становясь для большой России подлинным историческим символом и ярким примером для будущих поколений приднестровцев.

Молдавский фактор.

Молдаване массово переселялись в приднестровские земли, спасаясь от турецкого гнета еще в XVIII веке. После суворовских побед процесс заселения молдаванами приднестровского края не ослабился, а только усилился. Приднестровские молдаване впоследствии смогли создать, оформить и исторически удержать на протяжении двух веков образ альтернативной, «русской» Молдавии. Не ассимилируясь полностью, сохраняя язык и культуру, они продолжили свое национальное развитие в исторических рамках большого российского материка. Немалое значение в этом историческом процессе сыграло существование Молдавской АССР в составе советской Украины в первые десятилетия советской власти. В отличие от Бессарабии, находившейся под румынским гнетом и подвергавшейся системной румынизации, приднестровские молдаване могли все эти годы в рамках советского макропространства наращивать свой собственный идеологический и культурный потенциал.

Многие  молдавские национально-культурные черты вошли в обиход приднестровцев всех без исключения национальностей. Во многих приднестровских домах вас удивят многочисленными изысками молдавской национальной кухни. Уделом приднестровца также стала молдавская хозяйственность, домовитость, чистоплотность, гостеприимность.

Показательно то, что в эпоху развала СССР приднестровские молдаване оказались наиболее стойкими и последовательными противниками насильственной румынизации, проводимой официальным Кишиневом. Молдаване Приднестровья стали осуществлять собственное, альтернативное румынизму культурное и языковое строительство в рамках вновь образованной  республики. Как ни удивительно это констатировать, многие жители  сегодняшней Молдовы, не потерявшие национального самосознания, до сих ждут от приднестровских молдаван новых информационных, идейно-смысловых и  энергетических импульсов для своей дальнейшей жизнедеятельности.

Молдавское движение в Приднестровье должно всемерно  поддерживаться государством и его различными общественными сегментами. В частности, Союз молдаван Приднестровья прилагает усилия для сохранения и развития молдовенизма в непростых современных условиях. Однако для решения этой масштабной задачи  сил у одной организации явно недостаточно. В этом деле ей нужна серьезная всесторонняя помощь.

Христианство.

Значение церкви в жизни приднестровца переоценить трудно. Особенно рельефно это заметно  в обычаях и традициях сельской жизни, где многие события календарного года вживую соотносятся с событиями церковного календаря. Церковные праздники наполняются здесь местным колоритом и  сложившимися здесь многовековыми обычаями. В Христе люди видят защитника и хранителя приднестровской общины, без воли которого на земле не может произойти ни одного значимого действия.

Советская основа жизнедеятельности.

Советская эпоха дала Приднестровью мощнейший потенциал развития. Многие социокультурные коды Приднестровья – интернационализм, чувство общинного братства, исключительная дисциплина и трудолюбие, стремление в любой момент прийти на помощь ближнему – оказались в высшей степени востребованы. В то же время приднестровцы, вдохновившись советской идейно-смысловой основой, смогли заметно преобразить свой край, отстроив большое количество передовых по тому времени заводов и фабрик и подняв сельское хозяйство на достойный общесоюзный уровень.

Приднестровец бережно хранит память о великом советском прошлом, искренне восхищаясь подвигом старших поколений, сумевших победить в Великой Отечественной войне и практически заново отстроить родной край. Примером такого отношения может служить великолепный памятник Ленину в самом центре Рыбницы – наиболее динамично развивающегося сегодня приднестровского города.

Победа в войне 1992 года - важнейший государствообразующий фактор.

Военные события начала 90-х годов стали настоящим экзаменом для приднестровского социума. Сопротивляясь фашиствующей румынизации, проводимой кишиневскими властями, люди буквальным образом сотворили «приднестровское чудо» самоорганизации и самозащиты. В считанные месяцы на базе административных, хозяйственных и профсоюзных структур стали формироваться институты приднестровской государственности. В чрезвычайно быстром темпе было создано народное ополчение и заново отстроено Казачье войско. Эти меры помогли людям выжить, выстоять и отстоять право на собственную общенациональную самоидентификацию. Трагедия войны сплотила  социум Приднестровья, заставила каждого его жителя  почувствовать себя частичкой небольшого по численности героического  народа.

К сожалению, приходится констатировать, что память о войне не хранится в республике на должном уровне. Многие о ней стали забывать. Это очень опасный процесс, ибо со временем он может сильнейшим образом ослабить приднестровскую идентичность. В Приднестровье на сегодняшний день до сих пор крайне мало мест, куда можно просто прийти и поклониться памяти павших героев. Мемориалы в Тирасполе и Бендерах, а также Музей Бендерской трагедии – помимо них во всей республике трудно сыскать что-либо еще общеизвестное, либо общественно значимое.

Сохранением памяти о военных событиях, ее преумножении и трансляции в общественные массы занимается, в частности, Союз защитников Приднестровья. Усилия, прилагаемые этой организацией, позволяют сохранить и сберечь очень многое, однако, также как и с молдавским движением, без всесторонней помощи государства данная задача кардинально решена быть не может.

Исходя из вышеуказанной проблематики, сформулируем возможные направления государственной деятельности:

- осуществление на должном уровне координированной работы со СМИ с целью систематической трансляции информации, поддерживающей память о войне 1992 года  и ее героических страницах;

- придание событиям 1992 года статуса Приднестровской Отечественной войны с определением даты соответствующего государственного праздника – Дня Победы;

- увеличение числа мемориальных мест, связанных с памятью о военных событиях 1992 года. Как минимум, в каждом районном центре должен  появиться памятник павшим героям и мирным гражданам, трагически погибшим от рук карателей;

- придание ветеранам боевых действий соответствующего им достойного статуса в общегосударственном масштабе, обеспечение их подлинной социальной защиты;

- приведение соответствующих изменений в образовательную политику государства. Необходимо, в частности, устраивать регулярные встречи школьников с ветеранами боевых действий, организовывать обязательные посещения учащимися Тираспольского мемориала и Музея Бендерской трагедии, проводить в стенах школ специальные Уроки Памяти.

Указанные политические меры не должны  восприниматься как акты, враждебные современному молдавскому обществу и даже молдавской государственности. Необходимо постоянно подчеркивать, что война 1992 года велась врагом, прежде всего, против присутствия в регионе вековых устоев многонацинальной российской цивилизации, а приднестровцы защищались от румынского фашизма и воинствующего унионизма. В соседней Молдове до сих пор довольно много людей, способных услышать верные импульсы, транслируемые с левого берега Днестра, и в случае соответствующей трансформации правящей элиты Кишинева Молдова и Приднестровье могут стать стратегическими партнерами, строя на Евразийской площадке дружественную систему взаимоотношений.

Влияние современной России на приднестровский социум.

Сегодняшняя Россия служит для Приднестровья основным поставщиком идей, смыслов, образов и просто ежедневных моделей общественного поведения. В то же самое время постсоветский социокультурный регресс заметно отразился на информационной сфере евразийского материка. Необходимо понимать, что в Приднестровье из России может завозиться как хорошее, так и плохое. Исходя из этого, приднестровская государственная власть в плане работы с подведомственным ему информационным пространством должна пытаться модерировать его, усиливая хорошие начала, и ослабляя негативные воздействия, которые могут транслировать московские терминалы информации. Работа в сегодняшних условиях настолько же тонка и трудна, насколько и необходима.

Социообразующие факторы сегодняшнего Приднестровья –актуальнейшая тематика, знание которой необходимо стремительно накапливать. Оно будет служить как средством укрепления приднестровского общества, так и строительным материалом для обретения новых идеологических и идейно-смысловых основ этого молодого, но достаточно крепкого государства. Будем надеяться, что данная задача будет решаться успешно.