Экономика Приднестровья в условиях блокады

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 222
17.06.15

Доклад на Международной конференции "Жизнь под санкциями: международный опыт", проведенной совместно Экономическим факультетом МГУ и Институтом стран СНГ (г. Москва)

Проблема санкций, со всей очевидностью вставшая перед Россией в 2014 году, породила целый комплекс вопросов, решение которых жизненно необходимо для успешного реагирования на новые внешние вызовы. В этих условиях изучение опыта других государств, в разное время сталкивавшихся с введенными Западом инструментами экономического давления, представляется актуальной задачей как для экспертного сообщества, так и для представителей органов государственной власти.

Приднестровская Молдавская Республика, вот уже 9 лет выживающая в условиях введенной против неё экономической блокады, служит важным примером бесполезности политики санкций в условиях единства нации и сплоченности общества перед лицом внешнего давления.

Если вводя санкции против России, западные страны хотя бы пытаются маскировать свои истинные цели под более-менее благообразной риторикой, в отношении Приднестровья Запад и его сателлиты действуют не таясь, открыто заявляя о том, что истинной целью блокады является провоцирование недовольства населения. Как признал в одном из своих интервью бывший премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ, «необходимо создать давление снизу, от простых людей, на руководство Приднестровья».[1]

Первую системную блокаду против Приднестровья Молдова и Украина инициировали еще в 2006 году, когда ими были попраны положения Московского меморандума 1997 года о праве Приднестровья на самостоятельное установление и поддержание внешнеэкономических связей. Тогда весь приднестровский экспорт, до этого свободно шедший с приднестровским таможенным оформлением, был остановлен, и к экспортерам было предъявлено требование получить временную регистрацию в Республике Молдова и проходить молдавское таможенное оформление. Только за один год блокады потери Приднестровья составили более 450 миллионов долларов США.[2]

Только благодаря поддержке со стороны Российской Федерации удалось предотвратить полномасштабную гуманитарную катастрофу и обеспечить возможность сохранения свободы импорта и транзита товаров через украинско-приднестровскую границу. Однако, не останавливаясь на достигнутом, Республика Молдова из года в год последовательно применяла все новые и новые методы экономического давления.

Так, была фактически заблокирована банковская система Приднестровья: по надуманным обвинениям в финансировании терроризма и отмывании денег, ни одно из которых так никогда и не было доказано, зарубежные коммерческие банки стали разрывать корреспондентские отношения со своими приднестровскими партнерами, что значительно усложняет осуществление транзакций, отпугивает потенциальных инвесторов и во многих случаях приводит к срыву уже заключенных контрактов.

С 2008 года Молдова ввела в отношении приднестровских хозяйствующих субъектов дискриминационный экологический сбор. Несмотря на то, что никаких мощностей на территории самой Молдовы приднестровские предприятия не имеют, они вынуждены были до недавнего времени выплачивать особый налог в молдавский бюджет в размере от 0,5% до 3% от стоимости ввозимого сырья.[3]

Была полностью уничтожена сфера грузовых автомобильных перевозок Приднестровья, поскольку Молдова просто перестала выдавать приднестровским транспортным компаниям карнеты-TIR и разрешения ЕКМТ. В итоге, было потеряно не менее 2000 рабочих мест, а предприятия оказались вынужденными прибегать к услугам ненадежных молдавских перевозчиков.

Лучшим свидетельством негативного эффекта экономической блокады на состояние экономики Приднестровья является следующий факт: с 2006 по 2013 год число работников предприятий, ориентированных на внутренний рынок, выросло с 4411 до 6927, в то время как на предприятиях, ориентированных на внешний рынок, это число сократилось почти вдвое – с 19278 до 12377.[4]

Так, постепенно обрастая новыми и новыми запретами и ограничениями, блокада Приднестровья продолжалась до начала 2014 года, когда она вышла на качественно новый уровень.

 Воспользовавшись началом войны на Украине и детериорацией российско-украинских отношений, Республика Молдова инициировала целый ряд новых блокадных мер, надеясь удушить Приднестровье и параллельно решить проблему с выполнением собственных обязательств перед Европейским союзом в контексте Договора об ассоциации и создании Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, которые, по задумке Брюсселя, должны были быть распространены и на Приднестровье.

С этой целью с начала 2014 года Молдова начала предъявлять целый ряд новых требований к приднестровским предприятиям. Зная о том, что Тирасполь не намерен следовать за Кишиневом по пути евроинтеграции и ведет работу по переориентации своего экспорта на рынок Евразийского экономического союза, молдавские власти предприняли попытку срыва этой программы. Воспользовавшись введенными Россией ограничениями на поставки определенных категорий молдавской продукции в качестве предлога, Кишинев стал отказывать приднестровским компаниям в выдаче фитосанитарных сертификатов для грузов, направляющихся на российский рынок, даже несмотря на то, что Россельхознадзор заявил об отсутствии претензий к приднестровским производителям.[5]

Кроме того, с 2014 года Молдова начала расшатывать особый механизм осуществления ВЭД приднестровскими предприятиями, который, несмотря на свое несовершенство, все же освобождал хозяйствующих субъектов Приднестровья от двойного налогообложения. Первым сигналом, свидетельствующим о сломе этого механизма, стали проблемы с получением молдавских лицензий у производителей алкогольной продукции, в том числе у завода «KVINT».[6]

Ссылаясь на свои обязательства перед ЕС в рамках УВЗСТ, молдавские органы выдвинули предприятиям требования установления налоговых отношений с бюджетной системой Молдовы, допуска молдавских контрольных органов на территорию заводов, что означало бы для них полное вхождение в правовое поле Молдовы. Схожего рода проблемы возникли и у ряда предприятий швейной отрасли, к которым стали предъявлять требования предоставления бухгалтерской отчетности на румынском языке и уплаты налогов в бюджет Республики Молдова.

Кроме того, для создания давления на бизнес, молдавские власти с 2015 года приступили к практике заведения уголовных дел на приднестровских импортеров по обвинениям в контрабанде, причем грузы, следующие в адрес этих компаний, задерживаются под видом «компенсации».[7] Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Молдова занялась фактическим разбоем на границе.

К сожалению, молдавское руководство при осуществлении новых блокадных мер нашло полную поддержку со стороны украинских властей, которые, облегчая своим молдавским коллегам осуществление давления на Приднестровье, запретили с 18 мая 2015 года пропуск подакцизных товаров через приднестровско-украинскую границу, перенаправляя тем самым весь поток грузов на Молдову. Следует отметить, что под запрет попали не только сигареты, спирт и алкогольная продукция, но и широкий спектр медицинских препаратов. Также, с 2014 года на приднестровско-украинской границе регулярно стали возникать проблемы с прохождением продовольственных товаров, причем начало этих сложностей совпало со сменой власти в Киеве. К лету 2014 года ситуация ухудшилась до такой степени, что речь уже пошла об угрозе продовольственной безопасности республики.[8

 Следствием полномасштабной блокады Приднестровья стало серьезное ухудшение социально-экономической ситуации в республике в 2014-2015 гг. Сократились экспорт и импорт, значительно снизились поступления в бюджет, ряд предприятий оказался перед угрозой полной остановки. В этих тяжелейших условиях Правительство ПМР было вынуждено пойти на такое непопулярное решение как удержание 30% зарплат и пенсий в бюджетном секторе.

До недавнего времени экономика Приднестровья выдерживала эти сверхнагрузки, в чем есть большая заслуга как управленческого персонала, привыкшего работать в сложных условиях и накопившего неоценимый опыт кризисного менеджмента, так и помощи со стороны Российской Федерации.

И в этом контексте опыт Приднестровья отчетливо показывает, что санкции являются болезненной, но не смертельной проблемой. Это не означает, что для их преодоления достаточно лишь обеспечить мобилизацию общества, продолжая вести прежнюю экономическую политику и надеяться на то, что все образуется само. Необходима повседневная кропотливая работа по переориентации на новые рынки, поиск новых партнеров, планомерное осуществление программы импортозамещения, наконец, укрепление евразийского интеграционного проекта.

Однако, сейчас Приднестровье остро нуждается в помощи и поддержке, поскольку ситуация продолжает стремительно ухудшаться. Те меры, которые применялись против республики ранее, и которые по своей тяжести были сравнимы с режимом санкций, сейчас существенно дополнены новыми инструментами, создавшими режим удушающей полномасштабной блокады. В этих новых условиях Приднестровье с надеждой смотрит на своего друга и союзника, – Российскую Федерацию.

 




[1] Юрий Лянкэ: «После Вильнюса Приднестровье будет вынуждено принять европейский курс Республики Молдова» // Независимый информационный портал «NOI.md». 2013. 12 ноября. URL: http://www.noi.md/ru/news_id/31016#x (дата обращения 15.06.2015).

[2] Н.В. Штански, Д.Н. Паламарчук, Д.Н. Камбур. Рабочая тетрадь: «Блокада Приднестровья: выживание вместо развития. Весь путь меж двух огней». Бендеры: Полиграфист, 2014. С.7.

[3] Там же. С.10.

[4] Там же. С.17.

[5] Молдова блокирует экспорт сельскохозяйственной продукции Приднестровья в Российскую Федерацию // Официальный сайт МИД ПМР. 2014. 6 октября. URL: http://mfa-pmr.org/ru/JLM (дата обращения 15.06.2015).

[6] Нина Штански: «Молдова вводит новые правила для приднестровских предприятий» // Официальный Сайт МИД ПМР. 2015. 8 мая. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Lyk (дата обращения 15.06.2015).

[7] Сообщение пресс-службы МИД ПМР в связи с репрессивной политикой уголовного преследования приднестровских предпринимателей // Официальный сайт МИД ПМР. 2015. 27 марта. URL: http://mfa-pmr.org/ru/zhq (дата обращения 15.06.2015).

[8] Нина Штански: «Мы рассчитываем на то, что наши призывы к миру будут услышаны на Украине» // Официальный сайт МИД ПМР. 2015. 1 июня. URL: http://mfa-pmr.org/ru/ckv (дата обращения 15.06.2015).