Информационная кампания «Покупай приднестровское!» как составная часть мер по поддержке отечественного товаропроизводителя

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 327

Медиа

09.07.15

 «В республике есть дефицит идей, предложений, которые могли бы быть адекватны ситуации»

Е.В. Шевчук, Президент ПМР

 

Сегодня ПМР как никогда находится в зависимости от региональных и общемировых тенденций политического и экономического движения, что способствует более широкому присутствию в повестке дня современного Приднестровья таких понятий как «импортозамещение», «продовольственная безопасность», «заградительные пошлины», «протекционизм», «стимулирование внутреннего спроса» и др.

Важно, что предпринимаемые органами государственной власти и управления меры по увеличению представленности продукции отечественного производства внутри Приднестровья дают свои результаты. Это заметно по ассортименту прилавков магазинов и сельскохозяйственных рынков республики.

Заставляет обратить внимание покупателя на приднестровского товаропроизводителя и внешнеполитическая обстановка. Однако даже при этом имеет место пресловутое «но».

В наши дни актуализируется необходимость комплексного процесса по популяризации отечественного товаропроизводителя именно на внутреннем рынке. Нельзя не отметить, что рынок ПМР с населением около полумиллиона человек, не может принять весь аграрный и промышленный продукт, производимый в Приднестровье. И в этом нет необходимости. Однако здесь не стоит забывать и о базовой составляющей государственной экономической политики – независимости от продовольственного импорта.

В этом ключе возникает закономерный вопрос: «Что делать?». Ответ достаточно прост – акцентировать внимание приднестровского покупателя на том факте, что на полках магазинов и прилавках рынков ПМР присутствует и отечественный, приднестровский товар, который во многом не уступает своему заграничному аналогу.

Не так давно (в мае 2014 года) в одном из мини-супермаркетов г. Бендеры стартовала акция «Сделано в Приднестровской Молдавской Республике». Все продукты, представленные отечественными производителями в магазине, были обозначены стикерами «Сделано в ПМР». Но дальнейшего развития на территории всей республики акция не получила.

Практика маркирования товаров и иная медиа поддержка национального производителя и его продукции широко применяется в ряде постсоветских стран. Для примера: Украина (кампания «Купуй українське!»), Республика Беларусь (акции «Купляйце беларускае», «Беларускае – самае маё», «Белорусское – значит качественное», «Сделано в Беларуси»), Республика Молдова (проект «din Inimă – branduri de Moldova»,«Fabricat în Moldova»).

В каждой из стран проводимые кампании имеют собственную специфику. Так, украинская акция «Купуй українське – підтримай українського виробника», ставшая сегодня самостоятельным и узнаваемым брендом, во многом реализовывалась и реализуется сегодня без зримой государственной поддержки, сугубо по инициативе отдельно взятых патриотично настроенных коммерческих организаций. С 2014 г. проект развивается на противопоставлении украинских товаров российским по существующему на них стандартному товарному штрих коду. Код Украины начинается цифрами 482, России – 460.

Молдавский проект «din Inimă – branduri de Moldova» появился несколько лет назад. Осуществляется в рамках Проекта «Повышение конкурентоспособности и развитие предприятий II» (CEED II), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID) в качестве помощи молдавским предприятиям для успешной конкуренции их продукции на местном и зарубежном рынках посредством увеличения числа продаж и инвестиций, что, по мнению разработчиков, должно способствовать развитию ключевых отраслей промышленности.

Акция «Купляйце беларускае» зародилась еще в 1990-е гг., но стала предметно развиваться после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Особенность Беларуси заключается в существовании правительственных пятилетних программ по импортозамещению и Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, т.е. «Купляйце беларускае» – своеобразный маркер проводимой президентом и правительством А.Г. Лукашенко политики по созданию сильной и процветающей страны. Можно выделить некоторые специфические особенности акции: полный охват территории республики (выставки-ярмарки, маркетинговые кампании в торговых сетях и др.), реализуется посредствам маркирования товаров, широкого информировании граждан Беларуси об отечественном продукте (например, в учреждениях среднего образования практикуется проведение информационных часов о белорусских товарах и их производителях).

Таким образом, в нынешних кризисных условиях для ПМР реальным было бы проведение республиканской информационной кампании под условным названием «Покупай приднестровское!». Спецификой ее проведения должна стать особая роль государства как координатора и основной заинтересованной стороны. Кампания не потребует столько материальных затрат, сколько будет нуждаться в консолидации по линии «государство – товаропроизводители».

Разберем предложенную инициативу по базовым стадиям реализации:

1. Консолидированное решение. Воплощение в жизнь данного ключевого этапа всей кампании заключается в выстраивании консенсуального отношения по принципу «интересы государства (продовольственная безопасность, рабочие места, отчисления в бюджеты и внебюджетные фонды) – интересы производителя (широкий сбыт, прибыль)». На данном этапе принимаются решения о юридической базе и финансовой составляющей проекта, участии в кампании максимального числа товаропроизводителей из ПМР, приоритетных направлениях, времени проведения. Итог этапа – решение о старте проекта и его взаимной поддержке органами государственной власти и субъектами бизнеса;

2. Дизайнерско-полиграфический этап. Разработка и печать стикеров, плакатов, буклетов, табличек, баннеров со слоганами кампании: «Покупай приднестровское», «Сделано в Приднестровье!», «Приднестровское качество», «Выбирай родное!»;

3. Маркировка товара и оформление торговых точек наглядными материалами кампании;

4. Старт информационной кампании в СМИ: социальная реклама на телевидении, радио, статьи в печати, публикации на приднестровских Интернет-ресурсах, привлечение активной общественности.

Исходя из вышеизложенного, обозначим цели и задачи проекта:

– обратить внимание приднестровцев на продукцию отечественного производителя (повышение продаж);

– мотивирование производителя к улучшению качества выпускаемой продукции (увеличение точек продаж);

– консолидация государства и бизнеса, консолидация приднестровского общества (политико-идеологический аспект).

Таким образом, именно сегодня, в сложных социально-экономических и внешнеполитических условиях, Приднестровью нужна одновременно заинтересованность государства, товаропроизводителей и покупателей в качественном отечественном товаре и его широкой реализации на внутреннем рынке республики. И нам здесь нет необходимости изобретать велосипед! Кампания «Покупай приднестровское!» должна стать важной частью проводимой в ПМР экономической политики, направленной на поддержку отечественного товаропроизводителя, квинтэссенцией важнейших особенностей аналогичных проектов из Украины, Молдовы и Беларуси.

 

Комментарии

Аватар пользователя Tatiana Belova
Tatiana Belova

На мой взгляд ( на новенького) приднестровские продукты натуральнее и полезнее, нежели "соседские".