Актуальные проблемы евразийской безопасности в контексте региональных и глобальных вызовов: возможности преодоления

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 445

Развитие международных отношений на современном этапе позволяют говорить о развитии серьезного кризиса в системе глобальной безопасности.

На протяжении нескольких десятилетий мы говорили о том, что основной угрозой безопасности является наличие формирующихся глобальных проблем. Это процесс практически завершился и Оценивая  состояние безопасности в зоне интересов ОДКБ можно говорить о том, что проблемы экологии, борьбы с болезнями и голодом, решение проблемы ресурсов и международной миграции стали определяющими в обсуждении вопросов безопасности.

В настоящее время международное понимание этих общих проблем сформировалось. Структура этих вызовов в целом отражена в основных документа ОДКБ, в которых отмечается , что «серьезное беспокойство вызывает усиливающаяся тенденция к силовому вмешательству в кризисные ситуации. Настораживают попытки действовать в обход общепризнанных международно-правовых норм и принципов»[1]. Вместе с тем действовавшая международная система сдерживания угроз миру и международной безопасности претерпела серьёзную трансформацию Значительно ослабло влияние существующей международно-правовой системы на процесс принятия коллективных решений и эффективности их применения.

Эта проблема стала характерной чертой современных отношений и ставит в повестку дня вопрос о том, каким образом необходимо противодействовать этой опасной тенденции. Ослабление системы ООН в результате привело к формированию новых центров защиты национальных интересов и обеспечения безопасности исходя из региональных приоритетов. В результате существенно возрастает угроза возникновения локальных конфликтов с опасностью их трансформации в глобальный.

В ходе  нашей дискуссии участники отметили важность создания условий для непосредственного прямого диалога. В этом контексте важным является не только создание условий, чтобы участники общего процесса могли «слушать и понимать», но и слышать друг друга и принимать решения, адекватные современному уровню вызовов и угроз.

Этот процесс требует выработки общих принципов понимания механизмов продвижения новых типов угроз на пространстве ОДКБ. Существуют различные оценки роли и места в этом процессе доктрины использования «мягкой силы». С ее помощью происходит усиление международных угроз суверенитету за счет усиления внутренних угроз. Этот процесс синхронной дестабилизации системы национальной и международной безопасности мы и наблюдаем в настоящее время.

Обращаясь к истории  формирования  этого фактора в  период «холодной войны», мы видим, что жесткий идеологических стрежень обоих противостоящих систем вызвал поиск нового механизма разрушения  баланса сил в общественном развитии и формировании механизмов  национальной и коллективной безопасности.

В результате происходит переоценка значения общественного движения в системе достижения политических интересов. Под воздействием «мягкой силы» происходит формирование конфронтационных основ отношения общества с  политическим институтам власти.

Как результат в условиях глобализации происходит разрушение общности интересов неправительственного сообщества, которые призваны, казалось бы, защищать прежде консолидированный интерес человека к праву на мир, безопасность, стабильность и устойчивое развитие.

На практике мы сталкиваемся с тем, что  через систему неправительственных организаций происходит дробление общественного  национального пространства во имя легитимизации индивидуальных интересов США в мировом сообществе. Такая политика становятся важнейшей составной частью активизации гуманитарной концепции «мягкой силы», суть которой заключается в том, чтобы «добиться желаемого, побуждая добровольно принять предлагаемую позицию».[2]

Противодействие использованию предлога «гуманитарной защиты» для силового вмешательства  на самом деле требует разработки эффективной международно-правовой  системы. По оценке ряда зарубежных экспертов активизация такой доктрины создает реальную угрозу системе международной безопасности. Если проследить цепь применения этого механизма, то мы видим как после «гуманитарной интервенции» в Югославии, она получила дальнейшую апробацию и усовершенствование в ходе подготовки вторжения в Ирак, и в настоящее время этот механизм в полном объеме применен на Севере Африки и распространяется дальше на Ближний и Средний Восток, вплотную приблизившись к границам сферы ответственности ОДКБ.

В этой связи необходимо выработать механизм анализа этого процесса и определить пути его предупреждения.

Одним из направлений работы является развитие системы общественных отношений по периферии ОДКБ. Сегодня мы можем оценивать состояние безопасности как в границах бывшего Советского Союза, в том числе и в России, так и за его пределами по-разному. Очевидно, что многие силы, которые следует рассматривать как гражданские, общественные, опираются на достаточно значимые общие культурные и идеологические ценности, созданные в процессе реализации концепции общности советского народа, не утратившие своего значения и в новой политической и экономической обстановке. Именно в конфликте исторической памяти этой общности с изоляционистскими этнокультурными и религиозными традициями и индивидуализмом, усилившимися под воздействием глобальных процессов, и кроется угроза стабильности и безопасности на евразийском пространстве.

Это состояние все увеличивающегося разрыва в оценке событий, отражается и в осложнении процесса взаимодействия в общих сферах безопасности.  Преодолеть эту ситуацию возможно через  активизацию процесса диалога, формирование консенсусных подходов к современным вызовам и угрозам в этом регионе, созданию условий для активной общественно-научной дискуссий о системе отношений властных и деловых структур и институтов гражданского общества в интересах общей безопасности и стабильности.

К этим механизмам относятся, прежде всего, институты образования. Речь идет о важности создания в рамках ОДКБ системы подготовки и переподготовки кадров. При этом речь идет не толко и не столько о военной сфере образования. Сегодня для обеспечения безопасности важно сохранение общего образовательного пространства для гражданского общества и управленческого персонала. Опыт в этой области до последнего времени накапливался на базе Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Ее реформирование в обычный общеобразовательный вуз   ведет к утрате этой области подготовки, где многие представители деловой, политической и гражданской элиты стран, в том числе входящих в ОДКБ, не только получали свое образование, но и формировали ту культурную общность, которая создает условия для прямого диалога и поиска выходов из сложных процессов политического развития на евразийском пространстве.

Анализ показывает, что именно по этому пути идет НАТО, активно опираясь не только на военно-политические, но и на общественно-интеллектуальные инструменты в формировании механизмов достижения своих целей. Эта работа последовательно ведется в рамках Департамента общественной дипломатии НАТО, на регулярной основе осуществляющих программы ознакомления с деятельностью НАТО представителей различных политических сил, организаций, представителей общественных движений и научных институтов, СМИ. Это подтверждает и пример деятельности Римского Колледжа обороны НАТО, который активно проводит политику создания в рамках программы «Партнерство ради мира» своих точек влияния в рамках концепции использования «мягкой силы» в достижении военно-политических целей и подготовки собственного влияния на существующие в мире глобальны процессы.

Еще одним направлением укрепления взаимодействия как в ОДКБ так и по его периферии могло бы формирование под эгидой Парламентской ассамблеи ОДКБ института международных наблюдателей за выборными процессами и содействием демократическим процессам развития общественно-политических систем региона. Это позволило бы включить в сферу интересов ОДКБ представителей общественно-научного, экспертного  и дипломатического сообщества и микшировать тот деструктивный характер деятельности миссий ОБСЕ, которые через «наблюдение за выборами» создают условия для дестабилизации внутриполитических процессов в различных странах.

Такой подход выходит за рамки тех задач, которые сегодня решает ОДКБ как организация военно-политическая и ставит вопрос о ее трансформации в международную организацию, способную отвечать на весь спектр вызовов и угроз, с которыми сталкиваются создавшие ее страны.




[1] Заявление по результатам заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ в декабре 2011 года

[2] См. Joseph S. Nye Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politics.  PublicAffairs (April 26, 2005