Евразийский союз – передовая модель на основе исторического опыта

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 233
30.10.13

Создание нового глобального международного образования под названием Евразийский союз представляет собой сочетание сложных геополитических и экономических процессов. В ходе этого необходимо учитывать множество факторов, влияющих на процессы формирования межгосударственных объединений.

 

Безусловно, формирование любого союза государств должно опираться как на позитивный опыт различных союзов, имеющийся в истории человеческой цивилизации, так и на аналогичный негативный опыт с целью избежать повторения ошибок, которые  уже привели к разрушению различных государственных союзов или же, приводят в настоящее время к преобладанию тенденций, способных разрушить существующие межгосударственные образования.  

 

История знает достаточно много примеров  образования различных экономических союзов государств. Все они достаточно сильно разнятся по эффективности, территориальным, экономическим и другим признакам. Пожалуй, самым долговечным из всех существующих межгосударственных образований является Британское Содружество наций — (англ. British Commonwealth of Nations) — добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. В этой  связи, хочется напомнить, что первоочередной целью создания Содружества была возникшая необходимость создания единого экономического пространства Великобритании и ее, получивших независимость,  бывших колоний. Это единое экономическое  пространство, сочетавшее в себе мощные производства, интегрированные с рынками сбыта, и защищенное едиными экономическими тарифами, было призвано обеспечить создание макроэкономической системы, заключавшей в себе как производство, так и рынки сбыта в сочетании с источниками сырьевых ресурсов. Причем первым шагом при образовании Содружества стало именно введение таможенных тарифов, которые стали на защите экономических рынков Великобритании и ее доминионов.  Сегодня Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики, имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие. При этом, большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.

 

Еще одним полезным примером таможенного союза стал Германский таможенный союз, который  существовал в XIX веке и положил начало объединению германских земель в единое государство. Именно это позволило преодолеть многовековую раздробленность Германии и создать одно из самых развитых в экономическом плане государств современного мира.

 

Аналогичная последовательность развития наблюдается и в процессе формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. При этом необходимо отметить, что  формирование Британского Содружества наций происходило в результате обретения независимости странами, входившими в состав Великобритании, и  ставило своей целью сохранение единого экономического пространства и налаженных экономических связей. Сегодня аналогичные процессы  происходят и в Таможенном союзе – восстанавливаются торгово-экономические механизмы, которые при существовании Союза ССР обеспечивали конкурентоспособность одной из крупнейших экономик в мире и позволяли на равных соперничать с экономиками Запада. Происходит отладка механизмов взаимодействия различных экономических отраслей стран-членов ТС, перераспределение торговых потоков, оптимизация логистики  и другие процессы, которые неизбежно приведут к росту экономик стран Таможенного союза. Именно эти процессы и являются причиной того, что все больше стран проявляют интерес к сотрудничеству с ТС. Это Киргизия и Армения, высказавшие намерение присоединиться к Таможенному союзу, а также Вьетнам и Индия готовые оформить тесное партнерство с ТС. Кроме этого огромный интерес и готовность присоединиться к ТС проявляют Южная Осетия, Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика. Все эти государства по достоинству оценили преимущества Евразийского пути развития как наиболее перспективного и сделали свой однозначный выбор в его пользу.

 

Необходимо отметить, что одной из главных причин успешного развития Таможенного союза является не только изучение мирового позитивного опыта, но и умение избежать ошибок, сделанных при формировании других межгосударственных объединений. Примером таких ошибок может служить Европейский союз, первоначально создававшийся как чисто экономическая организация, но затем переросший в политическое формирование со своими руководящими органами принятия чисто политических решений. Формирование политических органов Евросоюза привело к тому, что более развитые в экономическом отношении страны ЕС получили  в свое распоряжение дополнительные механизмы воздействия на своих партнеров по Евросоюзу. В результате этого, посредством этих органов, теперь осуществляется прямое воздействие на правительства стран, испытывающих определенные экономические трудности. Яркими примерами такого диктата может служить принудительное свертывание социальных программ в Греции и экспроприация части банковских вкладов на Кипре. Само создание множественных политических органов Евросоюза привело к появлению многочисленной прослойки евробюрократии, которая дублирует национальную бюрократию стран-членов ЕС и при этом, заинтересована лишь в сохранении существующего положения, которое оплачивается европейскими налогоплательщиками. При этом, для оправдания раздутых бюджетов, происходит искусственное наращивание всевозможных программ, как в странах ЕС, так и в сопредельных с Евросоюзом государствах.

 

Отдельные негативные тенденции, усугубленные невозможностью исправления недостатков путем реформирования Евросоюза, приводят к проявлению разочарования отдельных государств и даже порождают разговоры об их возможном выходе из ЕС, как это было с Великобританией. Кроме того, показателен отзыв Исландией заявки на вступление в ЕС, который продемонстрировал, что имидж Евросоюза в значительной степени утрачивает свою привлекательность.  

 

Очевидно, что при учете негативного опыта Евросоюза, тщательном анализе ошибок, сделанных при создании этого межгосударственного образования, создаваемый Евразийский союз станет наиболее совершенным на сегодняшний день объединением независимых государств, продвигающим более эффективные принципы экономического взаимодействия, которые в будущем станут определяющими во всем мире.