Соглашение об ассоциации Украины с ЕС и возможное влияние на ситуацию в Приднестровье

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 246
11.11.13

В ноябре 2013 года на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе планируется подписание Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. И хотя процедура подписания может быть отложена на некоторое время по причине неисполнения Киевом обязательств, принятых на себя перед Европейским союзом, рано или поздно она состоится – обе стороны показывают твердую решимость довести процесс до конца.

Как известно, Украина провозгласила курс на европейскую интеграцию и упорно по нему движется. Евросоюз, со своей стороны, создал так называемое Восточное партнерство, которое ставит задачей ослабление связей ряда бывших советских республик с Россией и расширение зоны, где действуют правила и нормы ЕС (при этом без расширения политических границ ЕС).  Параллельно с Украиной, соглашения об ассоциации могут быть подписаны с другими странами Восточного партнерства – Молдовой и Грузией.   

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС – это огромный документ, который состоит из почти тысячи страниц вместе с приложениями. В нем регулируются самые различные сферы украинской жизни, включая политику, экономику, судопроизводство, права человека, особенности работы таможни, полиции, различных государственных ведомств, вплоть до валютной политики.

Там нет упоминания о возможности членства Украины в ЕС, но при этом Киев обязуется внедрить у себя огромный массив норм и законов, которые действуют на территории Европейского союза (по некоторым оценкам, речь идет о более 300 директив и нормативов Евросоюза). Это означает радикальный пересмотр украинского законодательства. В итоге украинцы надеются постепенно сблизиться с Европой, и рассчитывают на вступление в ЕС в неком будущем.  

Все положения Соглашения об ассоциации являются юридически обязывающими и необратимыми. То есть, если Киев согласился ввести у себя поправки в законодательство, то отменить он их уже не сможет – за это предусмотрены санкции. Фактически Украина теряет значительную долю своего суверенитета, особенно в сфере экономики.

Со своей стороны, Евросоюз обязуется помогать Украине в вопросе приближения украинского законодательства к европейскому. Однако конкретные размеры этой помощи не прописаны. Если Киев, по мнению европейцев, уклоняется от исполнения своих обязательств перед ЕС – помощи могут лишить и, более того, прибегнуть к предусмотренным в соглашении санкциям (в том числе во взаимной торговле).

Соглашение между Украиной и ЕС асимметрично по своей логике: обязательства должна нести в основном Украина (она играет роль ученика «просвещенной» Европы), в то время как ЕС выглядит учителем, который оценивает успехи своего подопечного, и если он признает прогресс Украины, то предоставляет ей некоторые льготы и бонусы.

Наиболее массивной и проработанной частью Соглашения об Ассоциации является раздел, посвященный созданию между Украиной и ЕС глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Этот раздел занимает более двух третей от всего текста договора и по сути является его главным стержнем.  

Подобная тщательность проработки соглашения не случайна – в этом наиболее заинтересован Брюссель. Евросоюз, экономика которого является гораздо более конкурентоспособной, стремится к максимальной открытости рынков своих партнеров.

Соглашение о свободной торговле так или иначе затрагивает большинство секторов украинской экономики – внешнюю торговлю, производство товаров, сектор услуг, транспорт, энергетику и др. В нем вводится множество регулирующих норм, которые являются новыми и потребуют серьезных законодательных и институциональных изменений на Украине. По сути дела, Киев обязуется в сжатые сроки осуществить комплекс экономических реформ. Украинское законодательство во множестве сфер (торговля, производство товаров, сектор услуг, авторские права, технические и санитарные стандарты, государственные закупки и др.) должно быть приведено в соответствии с требованиями и нормами, принятыми в Евросоюзе. Это потребует значительных финансовых затрат и административных усилий.

Основную суть зоны свободной торговли представляет собой отмена пошлин на товары, ввозимые ЕС на Украину и Украиной в ЕС, а также пошлин и ограничений на оказание многих видов услуг (но последнее с существенными оговорками). Большинство из пошлин отменяется сразу после вступления в силу Соглашения, в то время как по ряду наиболее чувствительных товаров (сельскохозяйственная продукция, металлы) вводится переходный период в 10 лет, на автомобили – 15 лет. На протяжении этого периода тарифы должны быть постепенно снижены и в итоге отменены. Всего Украина и ЕС должны отменить 99% действующих в настоящее время тарифов на товары. Запрещено также вводить новые импортные и экспортные пошлины. Украина с 2011 года установила экспортные пошлины для ряда зерновых культур – пшеницы, кукурузы и ячменя, а также на экспорт лома цветных металлов – но теперь их предстоит отменить. 

После вступления в силу Соглашения, в отношениях Украины и ЕС начинает действовать режим наибольшего благоприятствования в торговле – если одна из сторон снизит пошлину для ввоза какого-либо товара из третей страны, данная норма автоматически распространится и на другую сторону.

Вместе с тем, в Соглашении содержится длинный список норм, ограничивающих действие зоны свободной торговли по тем или иным группам товаров и услуг. Несмотря на объявленную в соглашении либерализацию торговли услугами, рынок дорожных, железнодорожных и перевозок по внутренним водным путям в большинстве своем был оставлен на усмотрение национальных властей. Судя по всему, сторонам не удалось преодолеть разногласия: в документе говорится о том, что данные рынки должны стать предметом отдельных соглашений. До их подписания, стороны обязуются не вводить новые меры, ограничивающие конкуренцию или ужесточающие условия для деятельности фирм из страны-партнера. Множество ограничений прописаны и по другим секторам услуг (медицинские, юридические, образовательные и пр.)

Кроме того, Евросоюз потребовал прописать в Соглашении тарифные квоты на ввоз широкого круга украинской сельскохозяйственной продукции. Квоты распространяются на практически все виды мяса (говядина, свинина, баранина, птица), молоко, молочные продукты и молочный порошок, сливочное масло и спреды, яйца, мед, сахар, большинство зерновых (пшеница, ячмень, овес, кукуруза), а также  муку, этанол, сигары и сигареты и пр. Со своей стороны, Украина сохраняет лишь квоты на свинину, мясо птицы и сахар из Европы. Все, что экспортируется сверх тарифной квоты, может быть обложено повышенной пошлиной.

Согласно расчетам, которые приводит Еврокомиссия, от реализации Соглашения в выигрыше окажутся украинские сельскохозяйственные производители. Ввоз их продукции в ЕС облагается пошлиной в 330 млн евро, которая подлежит отмене. Еще 53 млн евро составляют пошлины на обработанную продукцию украинского АПК (продукты питания и пр.), которые также предстоит ликвидировать. Однако европейцы не упоминают при этом, что основу украинского сельскохозяйственного экспорта составляет сырье – зерно, семена подсолнечника, растительное масло, корма для животных. Таким образом, европейским производителям не стоит слишком опасаться конкуренции – ведь ввозимое сырье нужно Европе для производства готовой продукции, которая затем экспортируется в том числе и на Украину. Характерно, что Киеву запрещено вводить экспортные пошлины, чтобы ограничивать вывоз необработанного сырья (например, лома цветных металлов, живого скота и др.).

Со стороны ЕС в отмене пошлин в основном заинтересованы производители технологичной продукции. 75 млн евро на тарифах должны сэкономить производители машиностроительной отрасли. Еще 117 млн евро касаются пошлин на ввоз автомобилей. В либерализации торговли текстильной продукцией также должен выиграть европейский производитель. Аналогичным образом дополнительные доходы получат европейские производители химической продукции – отмена пошлины принесет им 64 млн евро в год.

Всего ЕС обязан отменить импортных пошлин на сумму в 487 млн евро в год. Для Европы эта сумма незначительная. Однако для Украины, которая должна отменить пошлины на 391 млн евро в год, это чувствительный удар, поскольку и без того дефицитный бюджет недополучит значительные доходы. Помимо этого, украинский бюджет будет вынужден резко увеличить расходы, касающиеся реализации предписанных Брюсселем реформ. Ввиду этого Украину ждут нелегкие времена.

Бюджетные проблемы также усугубятся из-за усилившегося давления на украинских производителей со стороны европейских конкурентов. Основным вызовом для украинских производителей станет необходимость перестраиваться под европейские технологические, санитарные и прочие нормы, которые диктуются Соглашением. Так, Украина обязуется отменить нормы ГОСТ, которые противоречат стандартам ЕС.

Украина также обязуется внедрить на своей территории законодательство ЕС, касающееся защиты прав интеллектуальной собственности и неукоснительно требовать его соблюдения от национальных производителей. Все украинские производители должны будут отказаться от европейских «географических указаний происхождения товара», среди которых такие известные как шампанское, коньяк, порто (портвейн), пармезан, фета, токай и пр. (в приложении приводится длинный список). Для широко распространенных наименований, используемых еще с советских времен, вводится переходный период на 10 лет. За это время украинские производители должны переименовать свою продукцию.

Таким образом, на место тарифных барьеров встанут нетарифные нормы. Они должны будут распространить свое действие на всех украинских производителей, а не только тех, которые экспортируют свои продукцию в ЕС. Те, кто не перестроился – не смогут продавать свою продукцию даже на Украине, не говоря уже об экспорте в Европу.

Стандарты ЕС в области продуктов питания являются одними из самых жестких в мире и активно используются для отсеивания возможных конкурентов, продукция которых не вписывается по тем или иным критериям. Так, европейцы резко ограничивают возможность продавать генетически модифицированные продукты, предъявляют особые требования к форме овощей и фруктов (пресловутая кривизна огурцов и бананов), к маркировке и происхождению товара. Европейские производители, знакомые с местными правилами, оказываются в более выгодной ситуации. 

Помимо общих правил, касающихся торговли и сектора услуг, Соглашение о свободной торговле предполагает ряд особых условий, касающихся таких секторов как финансы и энергетика. В частности, по финансам Украина обязуется не вводить меры, ограничивающие европейские инвестиции и движение капитала (как ввоз, так и вывоз). Аналогичное обязательство берет на себя ЕС.

Соглашение также регулирует вопросы, касающиеся торговли и транзита «энергетических товаров» – нефти, газа и электроэнергии. Украина обязуется обеспечить свободную конкуренцию на энергетическом рынке. Ей предписано установить свободные рыночные цены на газ и электричество для промышленных потребителей (но не граждан). Вводится также обязательство установить равные цены на энергетические товары для внутренних и внешних потребителей – т.е. ликвидировать практику, которую европейцы именуют «двойным ценообразованием».

Особенно подчеркивается обязательство Украины и ЕС обеспечить свободный транзит энергетических товаров по своей территории (не задерживать и не отбирать газ, нефть, электроэнергию). В случае нарушения в Соглашении прописаны сложные процедуры устранения возможных проблем и ответственности Украины перед ЕС.

Уже сейчас очевидно, что следствием вступления Украины в зону свободной торговле будет деиндустриализация украинской экономики – как уже было с другими странами Восточной Европы, вступившими в ЕС. Украинская промышленность будет не в состоянии конкурировать с производителями из Евросоюза. Окажется, что она не соответствует по техническим стандартам, стандартам качества, по экологическим и прочим требованиям, принятым в Европе.

Очевидно, украинцы будут пытаться играть роль коридора между Евросоюзом и Россией и ввозить под всякими предлогами «серый импорт» на территорию Таможенного союза. Российские власти не имеют право этого допустить.

Украинский автопром рискует полностью прекратить свое существование. Аналогичный ущерб может быть нанесен и другим, все еще продолжающим свою деятельность технологичным отраслям промышленности (авиастроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение). Наиболее пострадавшими от европейской конкуренции станут отрасли, занимающиеся производством готовой продукции, в то время как сырьевые отрасли могут даже выиграть или хотя бы не почувствуют никаких перемен.

Сама Украина экспортирует в Европу сравнительно ограниченный перечень товаров. В основном это сталь, руда и металлолом, электроэнергия, химические удобрения, уголь, древесина. Это исключительно сырье. Как показывает история членства Украины в ВТО, либерализация внешней торговли позитивно сказалось на росте экспорта ряда видов сырьевой продукции, однако привело к росту импорта готовых товаров. Еще больше это будет заметно после введения зоны свободной торговли с ЕС. Особенно заметной будет конкуренция по продуктам питания, винам и др. продукции АПК.

Согласно данным Евростата, Украина имеет стабильно отрицательное сальдо внешней торговли. Причем это касается как всей украинской торговли, так и торговли конкретно с Евросоюзом. В 2012 году экспорт в ЕС составил 14,5 млрд евро, при импорте в почти 24 млрд (23,8 млрд). Тем самым разница составила 9,2 млрд евро – рост на 3 миллиарда только за один год (в 2011 г. отрицательное сальдо составляло 6,2 млрд евро). За 2012-й год импорт вырос на 2,5 млрд евро, а экспорт сократился на полмиллиарда.

Таким образом, Евросоюз оказывается более заинтересованным в либерализации торговли с Украиной, тогда как Украине для защиты внутреннего рынка от экспансии европейских товаров было бы целесообразно сохранять защитные пошлины. Однако Киев пошел здесь на серьезные уступки Брюсселю, надеясь продвинуться в направлении вступления в ЕС (что пока выглядит нереальным). Кроме того, Украина надеется привлечь больше инвестиций из Евросоюза – что придут европейские бизнесмены, которые будут создавать новые предприятия для экспорта своей продукции в ЕС. Ведь на Украине дешевле рабочая сила и ниже налоги. Но эту теорию еще предстоит проверить на практике. Вполне возможно, что никакого особенного притока инвестиций не произойдет.

Главный результат соглашений об ассоциации – внедрение единого регионального экономического режима, выгодного для Евросоюза на территории Украины. Также, по всей видимости, это будет дополнено аналогичным соглашением с Молдовой.

Приднестровье представляет собой маленький внутренний рынок, поэтому производители ориентируются на внешние рынки сбыта. Однако соглашения об ассоциации Украины и Молдовы с ЕС возводят серьезные препятствия для внешнеэкономической деятельности Приднестровья, еще более усугубляя экономические трудности республики.

Для Приднестровья введение единого регионального режима свободной торговли в соответствии с правилами ЕС, влечет за собой проблемы. Европа вынуждает республику подстраиваться под этот режим. Это означает, что местным производителям товаров придется переходить на европейские стандарты и сертификаты, касающиеся технических, санитарных, ветеринарных и прочих требований. Придется серьезно изменить законодательную базу и принятые правила ведения бизнеса. Это касается и интеллектуальной собственности и «географических указаний происхождения товара» (шампанское, коньяк, херес и другие). Также Украина и Молдова должны будет защищать дизайн европейской продукции.

Нам неизвестно, какие обязательства примет на себя Молдова в ходе переговоров с ЕС. Скорее всего, они будут аналогичными украинским, хотя возможно и появление некоторых различий – например, в длительности переходного периода, в течение которого молдавские производители должны будут адаптироваться к требованиям ЕС.  

В случае реализации соглашений о вступлении Украины и Молдовы в зону свободной торговли, Приднестровье окажется анклавом, окруженным со всех сторон территориями, где введены правила и нормы Евросоюза. Республику пытаются поставить перед фактом вынужденного вступления в зону свободной торговли – со всеми ее обязательствами.

Перед Евросоюзом тоже стоит непростая дилемма – как относиться к Приднестровью после того, как будет введен режим свободной торговли с Украиной и Молдовой. Что если республика не будет играть по правилам, которые написаны в Брюсселе? Если Приднестровье не вступит в режим ЗСТ (сохранит ввозные пошлины и другие особенности внутреннего экономического режима), которые не вписываются в Соглашение об ассоциации, Евросоюз имеет 3 возможных линии поведения:

1. Применить ответные санкции к Молдове (частью которое считает Приднестровье);

2. Применить санкции к отдельным предприятиям и отраслям (которые, по его мнению, не вписываются в Соглашение);

3. Рассматривать Приднестровье как отдельного экономического игрока со своими правилами. О последней возможности заявлял, в частности, посол ЕС в Молдове Дирк Шубель: «Мы надеемся, что европейский экспорт не остановится у реки Днестр. Если так произойдёт, то приднестровский бизнес в рамках Соглашения будет рассматриваться как третья сторона».

Здесь пока нет однозначных ответов и возможных прогнозов на будущее. Многое будет зависеть от того, какую позицию займут отдельные участники данного регионального процесса – Евросоюз, Россия, Молдова, Приднестровье и Украина. Ситуация станет развиваться в соответствие с тем, как они смогут договориться между собой, насколько весомые аргументы смогут предъявить в региональном споре.