Трудовая миграция: правовые основы для создания общего рынка труда в Евразийском Союзе. Часть I. Республика Беларусь

Автор

Ваша оценка

Всего голосов: 298
29.03.13


Вода течет туда, где глубже, рыба плывет туда, где больше воды, человек стремится туда, где больше рыбы.

Миграция является важной характеристикой современной действительности, оказывающей различное влияние на состояние и перспективы как всего человечества, так жителей отдельно взятых регионов и стран. Понятие «миграция» дифференцировано и применяется в различных аспектах, таких как миграция населения, миграция денег, миграция трудовых ресурсов.

В век глобализации стираются границы между государствами, открываются двери новым возможностям, в том числе для применения профессиональных навыков. Трудовая миграция существовала на протяжении всего периода жизни общества, и в настоящее время этот процесс усиливается в мировых масштабах. В поисках наиболее приемлемых условий труда мигранты нередко сталкиваются с барьерами на своем пути, в том числе и с правовыми.

С приобретением статуса работника у лица  возникают права, обязанности, гарантии и компенсации труда. Нормы трудового права в каждом государстве различны. Сегодня многие страны переживают непростую ситуацию на рынке труда, по этой причине вопросы занятости трудоспособного населения по-прежнему представляют живой интерес.

Евразийская интеграция является одним из приоритетов внешней политики Приднестровья, более того, данный вектор развития признан национальной идеей республики. Как и в других демократических государствах, в Приднестровье человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Осуществление защиты законных интересов приднестровских граждан сегодня представляется весьма проблематичным в условиях непризнанности республики. Однако вовлечение Приднестровья в интеграционные процессы на евразийском пространстве потребует выработки механизмов регулирования экономического, правового и гуманитарного взаимодействия между участниками объединения.

Как и в других государствах бывшего Советского Союза, в Приднестровье наблюдается отток трудоспособного населения. В сложившихся условиях государству необходимо не только создать благоприятные условия для функционирования рынка труда, но и позаботиться о положении своих граждан за рубежом. Правовой механизм защиты трудящихся-мигрантов в приднестровском законодательстве пока не выработан. Учитывая внешнеполитический вектор развития ПМР, наиболее приемлемым является опыт стран-партнеров Таможенного Союза Евразийского Экономического Сообщества, вовлеченных в единое экономическое пространство.

Формирование общего рынка рабочей силы в ЕврАзЭс еще находится на начальном этапе, проводится гармонизация законодательных баз государств. В Приднестровье ведется активная работа по гармонизации законодательства с российским. Принимая во внимание внешнеполитические приоритеты ПМР, полезным может оказаться опыт не только Российской Федерации, но и Республики Беларусь, и Республики Казахстан.

Факты нарушения трудового законодательства и социально-трудовых прав мигрантов до сих пор имеют место. Наиболее серьезными стали проблемы создания необходимых условий и реализации охраны труда трудящихся мигрантов. Это и определяет важную роль процессов универсализации и унификации трудового права в странах-партнерах. Существенным аспектом интеграции является сближение правовых стандартов и ориентация право­вых норм на международные правовые акты.

Фундаментальным документом, призванным оказывать содействие осуществлению основных свобод и прав человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в 1948 г.  Данный документ устанавливает, что все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политиче­ских или иных убеждений, национального или социаль­ного происхождения, рождения или иного положения, свободны и равны в своем достоинстве и правах.

Специальным органом Организации Объединенных Наций, регулирующим отношения, связанные с осуществлением трудовой деятельности, является Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г.

Международные правовые акты, регулирующие защиту прав мигрантов, принято подразделять на три основные группы: 1) универсальные документы глобального характера; 2) региональные международные договоры; 3) двусторон­ние договоры и соглашения стран.

К специальным конвенциям, непосредственно затра­гивающим вопросы обеспечения социально-трудовых прав мигрантов, относятся соглашения Международной организации труда. Главное место среди них занимают Конвенция МОТ № 97 о трудящихся мигрантах 1949 г. и Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспе­чении трудящимся-мигрантам равенства возмож­ностей обращения 1975 г., а также дополняющие их Рекомендации.

Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах, принятая в 1939 г. Международной организацией труда, до сих пор остается основополагающим международным докумен­том, регулирующим трудовую миграцию между странами. Ее положения регламентируют обязанно­сти стран, участвующих в международной трудовой миграции, призывают к недопущению неравенства между мигрантами и коренными жителями при найме на работу, содержат рекомендации по обеспечению социальных гарантий трудящимся-мигрантам, а также рекомендации по поводу заключения международных двусторонних договоров об использовании рабочей силы и индивидуальных трудовых контрактов.

Принятие Конвенции № 143 о трудящихся мигран­тах пред­ставляет собой первую многостороннюю попытку рас­смотреть вопрос о положении нелегальных мигрантов, а также предусматривает санкции в отношении торговцев рабочей силой. Данный документ закрепил понятие «трудящийся-мигрант», под которым понимается лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта.

Рекомендации Международной организации труда не являются международными договорами и не требуют ратификации. Они представляют собой пожелание, предложение государствам внести соответ­ствующие нормы в национальное законодательство. Основная цель Рекомендации - дета­лизировать, уточнить, а иногда и дополнить положения конвенций, сделать их содержание более полным. Кроме того, рекомендации могут служить осно­вой для разработки будущих конвенций Международной организации труда, тем самым являясь самостоятель­ными международно-правовыми актами. К числу наи­более значимых рекомендаций МОТ в сфере правового регулирования междуна­родной трудовой миграции можно отнести Рекомендацию № 151 о трудящихся-мигрантах, Рекомендацию № 100 о защите трудящихся-мигран­тов в слаборазвитых странах и территориях, Рекомендацию № 86 о трудящихся – мигрантах.

Являясь членами Международной организации труда, государства обязаны в соответствии с Уставом МОТ соблюдать  четыре группы принципов и прав в сфере труда, а также претворять их в жизнь и содейство­вать применению, даже если страны еще не ратифициро­вали конвенции, посвященные этим принципам и пра­вам, согласно положениям Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации» 1998 г.

К ним относятся:

- свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

- упразднение всех форм принудительного или обяза­тельного труда;

- действенное упразднение детского труда;

- недопущение дискриминации в области труда.

Россия, Беларусь и Казахстан входят в число членов Организации Объединенных Нации и, соответственно, Международной организации труда. Учитывая широкий спектр вопросов, входящих в сферу обозначенной темы, представляется целесообразным разделить рассмотрение вопросов на несколько сегментов.

Выбор Беларуси в качестве первого объекта для исследования не случаен. В октябре 2012 г. Совет Министров Республики Беларусь внес в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений». Его обсуждение запланировано его Палатой представителей на весенней сессии 2013 г. Законопроект содержит 155 пунктов нововведений в Трудовой кодекс, затрагивает практически все институты трудового права. Позиция законодателей пока неизвестна, предполагается, что процесс внесения изменений потребует значительного количества времени. В связи с этим рассмотрение данного вопроса будет основано на нормах текущего законодательства.

В соответствии со ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь источниками регулирования трудовых отношений являются: Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс и другие акты законодательства о труде, коллективные дого­воры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством, трудовые договоры. В число источников трудового права Республики Беларусь также входят нормы международного права, закрепленные, прежде всего, в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, ратифицированны­е и подписанные Республикой Беларусь межправительственны­е соглашения, предметом регулирования которых является международная трудовая миграция.

Следует отметить, что белорусский законодатель закрепил такое важное положение, как возможность реализации права на труд в Республике Беларусь трудящимися-мигран­тами в соответствии с положениями актов законодательства Республики Беларусь, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не обеспечено гражданами, иностран­ными гражданами и лицами без гражданства, постоян­но проживающими в Республике Беларусь.

С учетом того, что Трудовой Кодекс Республики Беларусь применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, правовая основа соблюдения социальных и трудовых прав работника распространяется на тру­дящихся-мигрантов, легально трудоустроенных в Республике Беларусь.

В контексте рассматриваемой темы пристальное внимание целесообразно уделить Закону Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. «О внешней трудовой миграции», который закрепляет государственное регулирование управление в области внешней трудовой миграции.  Данный закон распространяет свое действие не только на граждан Республики Беларусь, но и на иностранцев, постоянно проживающих в Беларуси. Так, согласно статье 11 Закона трудоустройство указанных лиц за пределами Республики Беларусь может осуществляться двумя способами: самостоятельно либо при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Беларуси.

Белорусским законодателем определены обязанности лицензиатов, требования к договору о трудоустройстве, к договору о содействии в трудоустройстве, трудовому договору, а также порядок трудоустройства за пределами Беларуси по студенческим программам. Что же касается лиц, не имеющих разрешение на проживание в Республике Беларусь, то их трудоустройство происходит на основании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемого нанимателю, если количество таких работников превышает десять человек. Для приобретения статуса трудящегося-мигранта на территории Беларуси указанное лицо обязано приобрести специальное разрешение, выдаваемое по ходатайству нанимателя.

Так как трудящиеся-мигранты имеют законное право вступать в профессиональные союзы,  то в рамках исследования важно рассмотреть процесс разрешения коллективных трудовых споров, участниками которых могут быть мигранты.

Конвенцией МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам» определено, что органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов должны создаваться таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам. Ведущая роль в организации примирительных процедур в Республике Беларусь отведена Республиканскому трудовому арбитражу. Данный орган осуществляет не только рассмотрение коллективных трудовых споров, но и координацию деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения, организацию примирительных процедур и участие в них, а также осуществляет методическое руководство системой примирения, посредничества и арбитража, обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении коллективных трудовых споров трудовыми арбитражами.

Иными документами, призванными обеспечить реализацию социальных и трудовых прав мигрантов, защиту наци­онального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, смягчить ситуацию на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства бело­русских граждан за границей, являются:

1.      Закон Республики Беларусь №322-3 от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь», в  соответствии с которым внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», регламентирующие отдельные вопросы по въезду и выезду иностранцев с/на территорию Беларуси;

2.      Указ Президента Республики Беларусь №357 от 11 августа 2011 года «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы», включающая в себя раздел «Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь»;

3.      Постановление Совета Министров Республики Беларусь №885 от 30 июня 2011 года «Об утверждении порядка оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь»;

4.      Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь №247 от 7 июля 2011 года «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

Согласно статье 8 Трудового Кодекса Республики Беларусь устанавливается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства о труде. Нормы вступивших в силу международных договоров или  конвенций Международной организации труда, участницей которых является Беларусь, становятся частью действующего на территории государства законодательства о труде, подлежат непосредственному применению, кроме случаев,  когда из международного договора или конвен­ции следует, что для применения таких норм требу­ется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Международной организа­ции труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмо­тренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции.

В целях защиты интересов Республики Беларусь на международном рынке труда и эффективной защиты социальных и трудовых прав как граждан Беларуси, работающих за границей, так и иностранных граждан, работающих в Беларуси, заключаются соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защи­те граждан, работающих за пределами своих стран.

Вопросам сближения миграционного законодатель­ства стран СНГ уделяется повышенное внимание. Так, межправительственные соглашения заключены Республикой Беларусь в основном со странами, входя­щими в СНГ, а именно: с Российской Федерацией, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Арменией.

Соглашения обеспечивают соблюдение прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, равенство оплаты их труда с гражданами страны трудоустрой­ства, выплату льгот и компенсаций, выплату налогов и перевод денежных средств.

Что же касается двусторонних договоров Республики Беларусь в сфере регулирования рынка труда, то ввиду того, что Беларусь является «донором» рабочей силы для Российской Федерации, основная масса двусторонних договоренностей приходится именно на Россию.

В данном направлении действуют следующие нормативно-правовые акты:

1. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предо­ставление других социально-трудовых гарантий», согласно которому действующий на основе национального законода­тельства порядок регулирования привлечения и исполь­зования иностранной рабочей силы в отношении граж­дан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Граждане государства выезда, осу­ществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

2. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах» от 25 декабря 1998 г. (вступил в силу 22 июля 1999 года). В соответствии со ст. 7 этого Договора граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулиру­ется на основе трудового договора (контракта) в соот­ветствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

3. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «Об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях госу­дарств-участников Союзного государства» от 24 января 2006 года, которое вступило в силу с 3 февра­ля 2009 года. Согласно статье 3 Соглашения граждане Российской Федерации, прибывшие в Республику Беларусь, освобождаются от регистрации также в течение 30 дней с даты въезда.

4. Протокол «О внесении дополнения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года».

Данные документы заложили серьезную норматив­но-правовую базу для социальной защиты различных категорий мигрантов, способствуют взаимодействию стран в области социально-трудовых отношений. Вместе с тем остается ряд неразрешенных вопросов, к которым, в частности, относятся следующие.

Заработная плата белорусского трудяще­гося-мигранта в России рассматривается белорусским законодательством как доход, полученный за границей. Следовательно, он подлежит декларированию и уплате разницы в налоговых отчислениях. При этом размер налога на заработную плату в Беларуси намного выше, чем в России.

Существует и ряд других спорных моментов. Так, существует проблема прак­тического применения на местах подписанных Соглашений и действующего законодательства. Трудящиеся-мигранты из Беларуси в России и из России в Беларуси нередко наталкиваются на ведом­ственные инструкции, противоречащие достигну­тым Соглашениям. Это требует проведения боль­шой разъяснительной и информационной работы среди населения, а также, что более важно, среди работников местных исполнительных органов. В данной связи видится целесообразным внесение изменений и дополнений в законодательства и Беларуси, и России.

Достигнутое между двумя государствами согласие в этой и других областях двустороннего сотрудничества послужило основой для создания Союзного государства, стало ключевым механизмом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Россия и Беларусь стоят в авангарде происходящего на наших глазах создания нового объединения – Евразийского Союза, строительство которого происходит, прежде всего, на основе экономического взаимодействия.

В условиях построения Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и последующей интеграции в Евразийский Союз, Республика Беларусь демонстрирует готовность к соблюдению основных прав трудящихся-мигрантов, отвечающим нормам международного права. Тем не менее, активизации требует процесс заключения двусторонних и многосторонних договоров и соглашений в сфере регулирования рынка труда между странами-партнерами Таможенного Союза, который должен быть основан на общих принципах и подходах к данной проблематике.

Белорусский опыт регулирования рынка труда и защиты своих граждан, трудоустроенных за рубежом, может быть воспринят и в Приднестровье. Принимая во внимание большое количество исковых заявлений о нарушении трудового законодательства ПМР, поступающих в суды общей юрисдикции, положительным может оказаться внедрение в правоохранительную систему Приднестровья специального органа, в компетенцию которого будет входить разрешение трудовых споров. Успешное функционирование трудового арбитража в Республике Беларусь является примером эффективного регулирования отношений между работниками и работодателями.

Что же касается правовой защиты приднестровских граждан, работающих за рубежом, то данная проблема, безусловно, требует особого внимания со стороны государства. Многие приднестровцы работают за пределами республики и часто не обеспечены защитой своих прав, нередки случаи, когда приднестровские граждане попадают в трудовое рабство. В данной связи представляется необходимым государственное регулирование трудоустройства за границей. Выдача лицензий и постоянный контроль со стороны государства за организациями, осуществляющими рекрутирование трудовых ресурсов из Приднестровья за рубеж, стали бы эффективным механизмом в деле обеспечения защиты прав приднестровских граждан.

Также стоит отметить необходимость в налаживании взаимодействия в сфере охраны труда между правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая схожесть социально-экономического положения Беларуси и Приднестровья, построение активного диалога между двумя братскими народами и их руководством стало бы еще одним шагом на пути вхождения Приднестровской Молдавской Республики в Евразийский Союз.

Использованная литература:

1.   Всеобщая декларация прав человека.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

2.   Конвенция Международной Организации Труда №97 «О трудящихся-мигрантах».http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml

3.   Конвенция Международной Организации Труда №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения».http://moscow.iom.int/russian/Legislation/ILO143_ru.pdf

4.   Рекомендация Международной Организации Труда №151 «О работниках-мигрантах».http://www.kadrovik.ru/docs/rekomendaciya.mot.ot.24.06.75.n.151.htm

5.   Рекомендация Международной Организации Труда №100 «О защите работников-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях».http://www.conventions.ru/view_base.php?id=548

6.   Рекомендация Международной Организации Труда №86 «О работниках-мигрантах».http://www.kadrovik.ru/docs/rekomendaciya.mot.ot.01.07.49.n.86.htm

7.  Декларация Международной Организации Труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации».http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ilo_principles.shtml

8. Трудовой Кодекс Республики Беларусь. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900296&p2={NRPA}

9.   Закон Республики Беларусь №322-3 от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь».http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48155

10.  Указ Президента Республики Беларусь №357 от 11 августа 2011 года «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы».http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=P31100357

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №885 от 30 июня 2011 года «Об утверждении порядка оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь». http://www.info-center.by/tax-news/b7cb44d11f31853e.html

12. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь №247 от 7 июля 2011 года «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь».http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic01/text091.htm

13. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предо­ставление других социально-трудовых гарантий».http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=75118

14. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах» от 25 декабря 1998 г. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h19900244&p2=%7BNRPA%7D

15. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «Об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях госу­дарств-участников Союзного государства» от 24 января 2006 г. https://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:TWULMlkgzfEJ:www.petrikov.gomel-region.by/dfiles/000180_306246_Soglashenie_mezhdu_Rspublikoj_Belarus_i_Rossijskoj_Federatsiej.doc+&hl=ru&gl=md&pid=bl&srcid=ADGEEShwHxnLULsam-Wbp2uXAAAfyaxrze_3oanLBqj7HtclYMsEIv3dM5IQoV2HYC-hJqwiwGH3zYVnqWOgyJtvIrqcEpLeHKjljO9oF3lzPInz-jWvT9wVfFr8z_NnxRrdRVI7CKXH&sig=AHIEtbQ1Cet2d1RqASzG8g-7vfobhPDgjQ

16.  Протокол «О внесении дополнения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года».http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=53941

Источник материала: http://smdip.mfa-pmr.org/index.php?newsid=97